Сегодня Любовь Егоровна рассказывает о том, почему Высшая квалификационная коллегия судей так долго не давала рекомендаций кандидатам, отчего у многих районных судов нет председателей и как по судебной статистике можно отследить все проблемы современного общества.
Почему вакантны места замов
— Любовь Егоровна, почему так долго шёл процесс назначения председателя Верховного суда Якутии?
— Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации ведёт очень взыскательную политику в отношении кадрового прохождения и назначения претендентов на руководящие должности. Кандидаты на должности руководителей районных и городских судов, не говоря про высшую судебную инстанцию, проходят большое количество этапов.
Очень тщательно проверяются анкета, биография, причем не только претендента, но и его родственников. Все претенденты должны предоставить обширный перечень документов. Если есть члены семьи, такой же пакет документов собирается на каждого из них.
Рядовые жители просто не представляют, через какие сложные проверки в течение длительного периода времени приходится проходить претендентам на должность судьи.
Я несколько раз присутствовала на заседании Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и могу сказать, что эта процедура — очень серьезное испытание. На заседании при участии членов ВККС и представителей общественности проводится очень взыскательный отбор, кандидату задаются очень жесткие и прямолинейные вопросы.
Во время рассмотрения моей кандидатуры мне пришлось ответить по каждой написанной на меня жалобе, многие из которых были анонимные, поданные лицами, не зарегистрированными на территории республики.
К примеру, по одной жалобе заявитель в своем объяснении признался, что жалобу сам не писал, а подписал на ходу во время поездки. Хочу отметить, что каждая из жалоб проверялась и ни одна из них не подтвердилась.
— Многие прочили на вакантное место председателя Верховного суда «варяга». Кто в числе претендентов на кресло ваших заместителей?
— В соответствии с действующим законодательством участвовать в конкурсе на должности председателя Верховного суда республики или его заместителей может любой желающий – соответствующее объявление публикуется в «Российской газете» и потому доступно соискателям из всех регионов. Но, на мой взгляд, Якутия только относится к районам Крайнего Севера, а на деле это место очень «горячее».
Поэтому здесь нужны специалисты, которые знакомы со спецификой региона, особенностями его национального состава, желающие привнести что-то новое и полезное в работу суда.
Я как председатель должна создать все условия для того, чтобы судьи выполняли работу тихо и спокойно, ориентировались на обеспечение качественного отправления правосудия и укрепление доверия населения к судебным решениям и судебной системе в целом, а не преследовали личные интересы.
Поэтому хочется подобрать честные, надежные, преданные делу кадры с высоким профессиональным уровнем, имеющих хорошую теоретическую подготовку, обладающих организационными способностями и творческим потенциалом с той целью, чтобы потом не приходилось слышать ни жалоб, ни критики в адрес суда. Так что обе вакансии моих заместителей пока вакантны.
— Вы сказали, что Якутия — это место очень «горячее». А в чем это проявляется?
— Якутия — самый большой субъект России с суровыми климатическими условиями, сложной транспортной схемой и низкой плотностью населения. При этом у нас отмечается очень высокий уровень социальной активности и вовлеченности населения республики в общественно-политическую жизнь. Такая активность во многом связана с многонациональным составом республики, большим количеством мигрантов, совершением резонансных преступлений.
За примерами далеко ходить не надо. Опыт прошедшего весной этого года в Якутске митинга наглядно демонстрирует уровень общественного контроля со стороны жителей республики за действиями и бездействием соответствующих государственных органов, повышенный интерес населения к вопросам уголовной ответственности по резонансным преступлениям.
Реформы идут полным ходом
— Как сегодня в Якутии идёт реформирование судебной системы?
— В настоящее время реализуется концепция, направленная на ускорение и повышение эффективности судопроизводства, снижение нагрузки на суды. По инициативе Президента РФ, Верховного Суда РФ с 2012 года по всем видам судопроизводства введено электронное правосудие, успешно функционирует система ГАС «Правосудие», с 1 сентября вводится обязательное аудиопротоколирование и автоматизированное распределение дел между судьями, введены институты упрощенного и приказного производства, позволяющие оперативно рассматривать некоторые категории дел без судебного заседания с минимальными издержками для сторон, приняты законы, предусматривающие профессиональное представительство.
С августа 2017 года действует досудебный порядок рассмотрения споров между страховщиками по договору ОСАГО, а с 1 июня текущего года страховые споры в досудебном порядке рассматривают уполномоченные по правам потребителей финансовых услуг. Все эти нововведения успешно применяются в судах республики.
Если сравнивать нас с другими субъектами Дальневосточного федерального округа, мы первыми начали рассматривать уголовные дела судом присяжных в районных и городских судах.
До конца 2018 года суд присяжных в районах республики рассмотрел уже четыре дела, тогда как в других субъектах ДФО эта работа только организовывалась. При этом количество таких дел увеличивается, в этом году уже рассмотрено пять дел с участием коллегии присяжных, восемь дел находится в производстве судов.
Федеральным законом по принципу экстерриториальности созданы апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. В связи с исключением кассационной группы и в целом для оптимизации судебной нагрузки в прошлом году в Верховном суде республики прошло сокращение 11 судей и 20 сотрудников аппарата. При этом все функции остались прежними, а это значит, что значительно выросла нагрузка на судейский корпус.
— Нагрузка выросла только за счёт сокращения судей или якутяне вообще стали чаще судиться?
— Проблемы общества как в зеркале отражаются в судебной статистике. Мы уже подвели итоги первого полугодия, и должна сказать, что количество рассмотренных судами республики гражданских и административных дел в последние годы выросло. Это связано и с экономическими, и социальными вопросами, которые имеются в обществе. В суды по-прежнему поступает значительное количество жилищных, земельных споров, дел, связанных с исполнением договоров участия в долевом строительстве, о взыскании задолженности по кредитным обязательствам.
При этом, не смотря на то, что якутяне чаще стали защищать в судах свои права, правовая грамотность населения остается на низком уровне.
Имеют место случаи избрания неправильного способа защиты, несвоевременного оформления своих прав, что влечет отказ в судебной защите. В этой связи следует обратить внимание на отсутствие квалифицированных юристов. Особенно в северных районах, где отсутствуют адвокаты, которые могут оказать надлежащую юридическую помощь как по уголовным, так и по гражданским делам.
Что касается уголовных дел, количество которых раньше сокращалось, то за последние два года мы отмечаем их рост.
К примеру, возросло число жалоб на действия, бездействие органов предварительного следствия, должностных лиц органов прокуратуры, что также свидетельствует об активности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, которые обращаются за защитой своих прав.
При этом хочу отметить, что вопрос нагрузки уголовных и гражданских дел на одного судью является достаточно актуальным. Он обсуждался на последнем Всероссийском съезде судей, было принято решение о необходимости принятии федерального закона об оптимальной служебной нагрузке на судью. Субъектов в стране очень много, каждый из них имеет свою судебную статистику.
Якутия, к примеру, по общему количеству дел считается регионом с большой судебной нагрузкой, при этом в самой республике, где правосудие осуществляет 22 районных суда и 63 мировых судебных участка, количество дел на одного судью распределяется крайне неравномерно.
Так, если в промышленных районах Якутии количество судебных дел очень высоко, то в северных районах оно минимально. Судебная нагрузка в Якутском городском суде сопоставима с деятельностью судов Центрального федерального округа и намного выше, чем по ДФО.
Поэтому 12 лет назад, возглавив Якутский городской суд, в первую очередь я подняла вопрос об оптимизации деятельности судов, которая в последующем была проведена за счёт имеющихся ресурсов: количество судей в Якутском городском суде выросло на 12 человек, в то время как в северных и сельских районах, в которых население меньше и мало поступающих уголовных и гражданских дел, их число сократилось с учетом относительно небольшого количества дел.
Новые суды
— Как отразится на работе Верховного суда республики перевод апелляционной инстанции в Новосибирск, а кассации – во Владивосток?
— Да, действительно с 30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон, которым учреждены пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Пока новые суды не начали работать. Сейчас определяется кадровый состав новых судов и укрепляется их материально-техническая база. Решение о начале их деятельности Пленум Верховного Суда РФ должен объявить до 1 октября 2019 года.
Новые суды будут сформированы в специально учрежденных округах, не совпадающих с административно-территориальным делением.
Так, пятый апелляционный суд общей юрисдикции в Новосибирске будет рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты Верховного суда республики, принятые им в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу.
Девятый кассационный суд общей юрисдикции во Владивостоке будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты судов общей юрисдикции республики – судебные постановления мировых судей, районных (городских) судов по уголовным, гражданским и административным делам.
По судебным актам, принятым по первой инстанции районным судом, апелляционная инстанция останется в Верховном суде республики.
Также с момента начала работы новых судов в процессуальном законодательстве появится принцип «сплошной кассации». В соответствии с ним все кассационные жалобы, представления будут рассматриваться в судебном заседании с приглашением сторон. До сих пор действует выборочная кассация по уголовным, гражданским и административным делам, в соответствии с которой суды сначала решают, передавать ли дело со вступившим в силу решением суда в третью инстанцию, имеет ли место существенное нарушение с точки зрения права, а не обстоятельств дела.
— Вам не кажется, что благодаря такому решению очень сильно усложняется отправление правосудия? Не все участники процесса могли в столицу республики приехать, а теперь за защитой своих прав им придётся ехать в другой регион.
— Это решение уже принято. В качестве повышения доступности отправления правосудия судами будут использованы по заявлению участников процесса возможности видеоконференцсвязи, которыми обеспечены все суды.
Время покажет, фактическое применение закона еще не началось. Но стоит отметить, что законодателем предусмотрена возможность образования обособленных подразделений апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции на отдаленных территориях, вполне возможно, с учетом больших расстояний и недешевых авиабилетов на территории республики будет создано такое подразделение.
Кадровый голод
— Насколько остро стоит в судах республики кадровый вопрос?
— Текучка кадров, недоукомплектование штата аппаратов судов общей юрисдикции являются очень серьезной проблемой для судебной системы и обсуждаются уже не первый год. Причины этому высокие требования, которые предъявляются к государственным гражданским служащим и уровень зарплаты, который им не соответствует.
Например, в настоящее время в Алданском районном суде большая половина секретарей судов уволились в связи с низкой зарплатой и нашли работу на предприятиях региона, где зарплата намного выше.
При этом текучки как таковой среди судейского корпуса нет, но вопрос с кадрами — болезненный. Ровно половина районных судов республики не имеет председателей, а в объявляемых конкурсах никто не желает участвовать. Почему? Причины разные: это и повышенные требования к должности судьи, в том числе и конфликт интересов, согласно которому судья не может рассматривать дела с участием предприятий, учреждений, в котором работает кто-то из членов семьи. Но есть и иные причины, в частности, никто не хочет, чтобы подробности их личной жизни, членов их семьи обсуждали в средствах массовой информации.
В настоящее время имеется около 40 вакансий судей в судах республики.
Если раньше на должность судьи был большой конкурс, к примеру, в Якутском городском суде на одну вакансию приходилось по семь — восемь претендентов, то сегодня председатель суда говорит о том, что на имеющиеся вакантные места он не может найти соискателей.
— Почему это происходит?
— Сложно сказать, в чем причина. Возможно, дело в реформировании системы образования и введении бакалавриата, который, по сути, высшим образованием не является. Зачастую кандидаты элементарно не могут сдать экзамен или имеют не самые лучшие баллы, что должно быть учтено при отборе кадров в суды.
Возможно, причиной послужили жёсткие требования, которые с недавних пор стали предъявляться к претендентам. А может, в ограничениях, которые накладываются на судью.
Судья — это не специальность, не профессия. Это определенная миссия, жить с которой человеку очень непросто.
В плане личной жизни, жизни в обществе у человека должна быть безупречная репутация. Но при этом могу с уверенностью сказать, что действующий судейский корпус в полном объеме справляется с поставленными перед ними задачами.
Елена КАРОПОВА.
yakutia-daily.ru