…В новеньком милицейском кителе с лейтенантскими погонами приехал молодой следователь в далекий таежный поселок Чульман. Взялся за работу горячо, трудился безотказно. Постепенно у него сложился собственный следственный почерк. Он с самого начала трудовых будней старался максимально вникнуть в суть дела, довести его до конца. Мужества ему было не занимать, и не раз оно проявлялось в опасных ситуациях. Особенным был день 24 февраля 1975 года.
…Преступники, совершившие тяжкое преступление, были вооружены и готовы на все. Их задача - насколько можно быстрее выехать из границ Алданского района. Они знали, что милиция у них на хвосте. На угнанной машине «Скорой помощи» по Амуро-Якутской магистрали преступники неслись со скоростью 100 км в час. До поселка оставалось 250 километров. Усиленные наряды милиции и дружинников перекрыли въезды во все поселки, расположенные вдоль тракта.
Оперативная группа, в которую входил Ариан Игнатьев, прибыла в район так называемой Чульманской петли. Проверена одна машина, вторая, третья… Ничего подозрительного. И вдруг Ариан вдалеке заметил зеленый автомобиль с красным крестом, который шел с явно большой для такой плохой дороги скоростью. Выждав момент, Игнатьев – он был в штатском – спокойно вышел на дорогу и сделал знак остановиться. Но что это? Вильнув в сторону так, что скрипнули тормоза, автомобиль помчался дальше. В этот момент следователь успел заметить в кузове головы людей. «Значит, они?!»
Мгновенно пришло решение: немедленно в погоню, времени на сбор группы не терять. Он крикнул водителю: «Заводи! Скорее!», - а сам с автоматом впрыгнул на переднее сиденье.
Когда их УАЗик рванулся вперед, «скорую» уже не было видно. Навстречу им неслась нескончаемая белая стена леса. На поворотах машину сильно заносило. А впереди ждала неизвестность – тревожная, опасная.
Развязка наступила у 406-километрового столба, как раз там, где трассу пересекала старая грейдерная дорога, ведущая в аэропорт.
Впереди показался зеленый кузов. Игнатьев впился в него глазами. Расстояние между машинами неумолимо сокращалось. Он видел, как несколько раз приоткрывалась и тут же захлопывалась задняя дверца машины: оттуда тоже вели наблюдение.
В тот момент, когда они уже настигали «скорую», из ее бокового окна высунулся ствол автомата. УАЗик наполнился грохотом и звоном. Правое плечо Ариана полоснула резкая боль. Водителю пуля угодила в ногу. Живы они остались чудом: под слишком острым углом ушла очередь. Заднее сиденье, на которое пришелся основной удар, было изрешечено пулями.
- Нажми еще! Обгоняй! – крикнул Игнатьев. Когда им удалось вырваться вперед на добрую сотню метров, он оглянулся. Держа одной рукой ствол автомата и, нажимая на спуск другой, раненой, Ариан послал ответную очередь прямо сквозь заднее стекло своего УАЗа и увидел, что попал в машину преступников. «Скорая» резко затормозила. Преступники побежали в лес. Ариан подумал: «Далеко не уйдут: тайга, снег по пояс».
Когда УАЗ зашел за поворот и «скорая» пропала из виду, Игнатьев велел опытному водителю затормозить. «Этих гадов нельзя пропускать в Чульман. Я останусь здесь и задержу их в случае чего… А ты поскорее привози подмогу».
Вылезая из кабины, Ариан впопыхах оставил там шапку. А ведь с якутским сорокоградусным морозом шутки плохи… Не обращая внимания на кровь, которая непрестанно капала из рукава полушубка, с тяжелой, как чугун, головой, он перезарядил автомат и залег прямо на дороге. Залег как боец – лицом к врагу. Две запасные обоймы воткнул рядом с собой в снег. Боялся только одного: потерять сознание.
Между тем с аэродрома, возле которого происходили эти события, поднялся в воздух самолет. Летчик имел задание наблюдать за трассой. Первое сообщение, переданное им по радио, было таким: «Иду по аэродрому по старой дороге». Навстречу бандитам тут же двинулся автобус с сотрудниками милиции. Преступникам пришлось сдаться, побросав оружие.
Товарищи застали Игнатьева лежащим на дороге с автоматом в руках. Снег под ним был красным, а сам он – белее снега. Первое, что он спросил, было: «Задержали их?». Его тотчас же отвезли в больницу, куда еще раньше доставили раненого водителя. Обоим понадобилось переливание крови. В приемном покое собралось много людей. Каждый хотел помочь раненым.
После ранения Игнатьев долго лечился в Московском госпитале. И именно здесь, на больничной койке из газеты «Известия» он узнал, что представлен к Правительственной награде.
В распахнутое окно вливались теплые, сиреневые московские сумерки. С каким-то странным чувством - будто эти скупые газетные строчки не о нем, Ариан Игнатьев, в который уже раз принимался перечитывать Указ: « За мужество и отвагу, проявленные при задержании вооруженных преступников, наградить…».
И снова, будто наяву, чувствовал, как лицо его обжигал ветер погони за той машиной, видел, как оттуда высовывается черный ствол и почти в упор прошивает пулями УАЗик. Опять слышал дробный, сухой перестук своего автомата, посылавшего ответную очередь. Тупой болью на эти воспоминания отзывалось раненое плечо.
На следующий день после опубликования о представлении к Правительственной награде в палату к Игнатьеву пришли три генерала МВД СССР с цветами, фруктами и теплыми пожеланиями скорейшего выздоровления. Как вспоминает Ариан Иванович, соседи по палате были удивлены. Ведь Игнатьев рассказал о том, что произошло только после визита высокопоставленных лиц. После выписки Ариан Иванович получил свою награду «Орден боевого знамени» лично из рук министра Внутренних Дел СССР , генерала армии Щелокова.
СПРАВКА: Орден Красного Знамени (орден Боевого Красного Знамени, орден «Красное знамя») — первый из советских орденов. Был учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества. Орденом Красного Знамени также награждались войсковые части, военные корабли, государственные и общественные организации.
Старший лейтенант в придачу к награде получил ценный подарок – денежное вознаграждение в размере 100 рублей.
26 лет жизни отдал Игнатьев А.И. службе в органах внутренних дел, передавал свой бесценный опыт молодым, начинающим следователям, был всегда примером для подражания, образцом честности, беззаветного служения выбранному нелегкому делу.
- Ариан Иванович, в обществе сложилось во многом отрицательное отношение к правоохранительным органам. В чем причина этого?
- Оборотни в погонах. Должностные преступления в 70-80-е годы были крайне редки. Уголовные дела возбуждались в основном за укрытие преступлений со стороны неопытных сотрудников.
- Можете вспомнить хотя бы один?
-Помню один случай. Когда работал в 1-м ГОМе, молодой оперативник отказал в возбуждении уголовного дела за причинение побоев с передачей виновного на рассмотрение товарищеского суда. Проверка выявила, что потерпевшему были причинены тяжкие телесные повреждения, которые квалифицировались по статье 108ч.1УК РСФСР (тяжкое преступление). Оперативник был осужден за укрытие тяжкого преступления, и это для нас в то время явилось полной неожиданностью, шоком. Тогда мы жили при социализме, при советской власти и мне кажется, что тогда люди были честнее справедливее, жили не одним сегодняшним днем. А при капитализме у людей ценности изменились, главной целью стало лишь бы побольше заработать, разбогатеть, тем более очень много примеров зажиточных людей, олигархов, которые свои первые миллионы заработали нечестно, т.е. имели криминальное начало. Кроме того, уровень жизни большинства резко упал, особенно в сельской местности.
Сейчас сотрудниками полиции совершаются такие виды преступлений, как злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, получение взятки, дорожно-транспортные происшествия. Считаю, что с оборотнями в погонах необходимо бороться решительно, даже при малейшем подозрении в непорядочности надо освобождаться от них.
- Как у Вас складывалась семейная жизнь? Ведь милиционеры сутками пропадают на работе, не каждой супруге сотрудника Органов внутренних дел наверно, дано понять, насколько трудна и ответственна работа офицера. Что главное для счастливой семьи?
- Для благополучной семейной жизни следователя, как я считаю, основным препятствием является хроническая нехватка свободного времени, из-за чего не уделяется достаточного внимания ни супруге, ни детям. В молодости все следственные и иные действия по уголовному делу я обычно выполнял в рабочее время, которое часто продолжалось до позднего вечера. Обвинительные заключения печатал дома в выходные дни, или просто в свободные часы. Когда работал в районах очень часто ездил в командировки. Все хозяйство, забота о детях, их воспитание, в основном, ложились на плечи жены. Анна Григорьевна никогда, за 33 года супружеской жизни, ни разу не укорила меня за частые задержки на работе, понимала, что так надо. Но, несмотря на плотный график работы, мы находили время и вместе с семьей выезжали на природу, ездили по родственникам, а во время отпусков всей семьей ездили к морю.
Считаю, что когда оба супруга с самого начала семейной жизни понимают друг друга, заняты своим любимым делом, терпеливо и уважительно относятся друг к другу, тогда в доме, в семье – мир и спокойствие.
На такой приятной и теплой ноте мы и завершили беседу. Поздравляя с наступающим днем сотрудника ОВД, я все-таки решилась задать вопрос единственному орденоносцу, получившему награду в мирное время: «А пулю-то нашли?» (в Москве было проведено две операции на предплечье правой руки). Ариана Ивановича озарила добрая и скромная улыбка: «Нет, она до сих пор при мне…»
Из биографии:
Игнатьев Ариан Иванович, родился 1 марта 1946 года, во II Бордонском наслеге, Сунтарского района Якутской АССР.
С 1964 по 1967 – служил в рядах Советской Армии
С 1969 по 1973 годы - слушатель Волгоградской Высшей следственной школу милиции МВД СССР.
В 1973 году направлен следователем в Алданский РОВД
В 1974 году назначен следователем в Чульманское ПОМ Алданского РОВД
В 1981 году назначен начальником СО 1 ГОМ ЯГОВД.
С 1983 проработал следователем, старшим следователем Аллаиховского, Сунтарского РОВД.
С 1990 по 1994 г.г. заместитель начальника УВД г. Якутска по следствию – начальник следственного отдела.
С 1994 по 2007 г.г. старший прокурор отдела по надзору за следствием, дознанием и ОРД прокуратуры РС (Я).
Подполковник юстиции в отставке
Наталья Васильева.
В материале использован архив
Следственного управления при МВД по РС (Я)