Успешный старт
- Аза, добрый день! Расскажите нашим читателям о себе, как давно Вы в бизнесе?
- Я родилась в обычной семье в небольшом городе Якутске. Когда мне было три года, мы с родителями переехали в Москву. Здесь я выросла и после университета устроилась на работу в маркетинговое агентство за 25 тысяч рублей в месяц. Я довольно быстро поняла, что способна на что-то большее, и открыла свой первый бизнес – школу аэрографии. Это было шесть лет назад, но до сих пор это успешный проект, который дополнительно оказывает и дизайнерские услуги.
Я путешествовала, и через какое-то время переехала в США, в Лос-Анджелес. Там я помогла запустить проект по открытию филиала «под ключ» для компании «Музей Иллюзий». В течение двух недель мы продали более 20 000 билетов и почти окупили инвестиции для владельцев после первого месяца. Проект был не моим, но позволил очень хорошо изучить рынок.
После успешного старта я открыла уже свою компанию и начала помогать аналогичным проектам в сфере развлечений выходить на рынок США. Один из наших самых успешных кейсов – Museum of Digital Art, мы сделали его для китайских инвесторов.
Позже я начала и свой творческий проект – сеть выставок и музеев в сфере развлечений «Fundora museum». А сейчас я – сооснователь фитнес-платформы IMPROVE. Это мобильное приложение для тех, кто хочет быть в форме. Идея создать его появилась у нас с мужем около полугода назад.
Особенности ведения бизнеса в США
- Интересный опыт. Почему вы переехали в США?
- США открыло для меня новый взгляд на мировой рынок. Он сложнее, и это своего рода вызов, сможем ли мы сделать что-то стоящее на мировом уровне и не ограничивать себя территорией России. Наше приложение сейчас доступно также на рынке Европы и Канады, некоторые его пользователи как раз оттуда. Мы переехали сюда изначально, чтобы найти для себя новые возможности для роста.
В нашем направлении рынок здесь имеет большой объём и рост – это причина, по которой мы делаем стартап именно в этой стране. В то же время США – это что-то, что прежде было за пределами нашего понимания, и команда, которая у нас есть, находится тут. Также общение с пользователями очень важно, менталитет людей отличается, и на первых порах нам пришлось много общаться с нашей аудиторией вживую, проводить опросы. Это гораздо проще сделать, если ты находишься в США.
- Как Вы решили начать бизнес в сфере здоровья и фитнеса?
- Я стараюсь следить за питанием и своей формой. И мне, как женщине-предпринимателю, трудно находить время на спорт. Американский рынок полон различных фитнес-приложений. В основном они состоят из быстрых интенсивных тренировок.
Но в США живет очень много людей с избыточным весом, таким, который влияет на здоровье. Для них интенсивные тренировки противопоказаны. Поэтому в нашем приложении мы решили сделать уклон в сторону персонализации. Для каждого пользователя подбирается программа, состоящая из упражнений, которые подходят именно ему. Также мы добавили геймификацию, чтобы заниматься стало интересно.
- Есть ли какая-то разница между ведением бизнеса в США и в России?
- Да, разница есть. Есть и плюсы, и минусы. Основной недостаток в том, что затраты на зарплаты сотрудникам здесь в три раза больше, чем в России. Но у нас есть большое преимущество в использовании подрядчиков из России и Беларуси.
Что касается маркетинга и копирайтинга, лучше нанимать местных специалистов, которые знают рынок и умеют говорить на языке наших пользователей. Также тут большие налоги, но они компенсируются объемом рынка и разницей в стоимости товара между Россией и США.
Плюсы заключаются в том, что здесь все находится на расстоянии вытянутой руки. Компании активно вступают в коллаборации, легче найти партнеров, которые заинтересованы в совместном росте.
Инвестиционный рынок тоже очень развит, и найти инвестора для масштабирования проекта проще, чем в России, так как проект заранее предполагает мировую площадку. Тут также множество акселераторов, которые помогают росту компании.
Мобильное приложение для фитнеса
- Что было самым трудным в начале работы?
- Главная сложность состояла в выявлении истинной проблемы нашего клиента, чтобы создать продукт, который бил бы в самую ее суть. Мы проводили множество опросов, встречались с людьми с избыточным весом, чтобы поговорить с ними и понять, что им действительно нужно и как они сейчас решают эту проблему. Общение с пользователями на протяжении всего времени было и остается самым трудным. Приходится отфильтровывать ненужную информацию и анализировать, что именно позволит твоему продукту стать лучше.
- Был ли какой-то стартовый капитал? Сколько потребовалось времени, чтобы выйти на самоокупаемость и выручку?
- Первоначальные инвестиции составили около $40 тысяч. Проект находится на стадии, когда мы продолжаем инвестировать в него и накапливать массу пользователей. Внутри приложения урезан функционал, и пользователи не платят за него. Позже мы планируем в тестовом режиме открыть платные опции для части пользователей и собрать обратную связь. И дальше будем действовать по модели «фримиум».
- Что самое важное в вашем бизнесе? Без чего бизнес не будет работать?
- Активность пользователей. Это основной KPI для нас. Мы отслеживаем то, насколько часто они заходят в приложения, и стараемся влиять на увеличение количества времени, проводимого в нем. Без пользователей наш бизнес не будет работать.
- Какие плюсы и минусы в собственном бизнесе? Если бы раньше Вы знали все, через что предстоит пройти, стали бы Вы им заниматься?
- Определенно да. Все, что встречается на пути, – это рабочие моменты, которые просто нужно решать.
Мне нравится то, что мы создаём, и те новые способы продвижения, которые мы используем. Это необычный опыт для меня.
Я не вижу минусов, пожалуй, только кроме временного – в отличие от других проектов, которыми я занималась, здесь приходится очень долго ждать. Особенно, когда дело касается разработки: нельзя просто взять и сверстать все за один день. Это ключевая разница.
Фото: moneymakerfactory.ru