Каким увидел события собственный корреспондент ИА SakhaNews, который был включен организаторами поездки в число почетных пассажиров первого поезда? Об этом - наш сегодняшний рассказ.
ДОРОГА В АЛДАН
Организаторами рейса специального поезда номер 902 стала акционерная компания «Железные дороги» Якутии». Когда мы получили приглашение генерального директора компании Василия Шимохина в этот поезд, не сомневались, конечно, ни секунды! Это большая честь и огромная журналистская удача.
Живу я в Нерюнгри, а рейс начинался и заканчивался в Алдане. Впрочем, никакой проблемы в этом нет, потому что два соседних города связывают тесные дружеские отношения, и дорога между нами (та самая федеральная трасса «Лена») хорошо накатана.
Благодаря мастерству водителя и хорошо отремонтированной федеральной трассе, 268 километров по трассе от Нерюнгри до Алдана мы преодолели всего за четыре часа. Моими соратниками и попутчиками стали глава поселка Чульман Сталик Дерягин и глава поселка Беркакит Владимир Добрынин. Напомним, станция Беркакит известна всей стране со времен строительства Байкало-Амурской магистрали. Железнодорожная станция Чульман стала пассажирской 28 августа 2004 года, когда началось регулярное движение пассажирских поездов от Нерюнгри до Томмота. Теперь главам «железнодорожных» поселений – так же, как и мне, довелось познакомиться с работой новой для Якутии и всей страны железной дороги.
ПЕРВЫЙ МИТИНГ
В Алдане к 17.30 всё было готово к празднику. Красивый первый поезд уже стоял на первом пути. Пассажиров встречали проводники в новой красивой форме, выполненной в якутском национальном стиле. Форма сшита по эскизам дизайнера Людмилы Константиновой.
Мы сразу же познакомились с машинистами, которым предстояло вести первый поезд до Нижнего Бестяха. Их имена вошли в историю: машинист Юрий Пыльцын и помощник машиниста Андрей Москвитин – кстати, выпускник сравнительно молодого транспортного техникума поселка Нижний Бестях. Вторая локомотивная бригада: машинист тепловоза Руслан Черниговский и помощник машиниста Олимджон Бобоев.
Поезд со станции Алдан по расписанию отправлялся в 19.20, а мероприятия на железнодорожной станции начались торжественным митингом, посвященным отправлению первого поезда. Здание железнодорожного вокзала было празднично украшено, участники митинга пришли с флажками, значками, воздушными шарами.
На митинге в Алдане мы увидели много знакомых лиц - ветеранов строительства Байкало-Амурской и Амуро-Якутской магистралей, руководителей, с которыми связаны продвижение железной дороги на север и успехи строительства. На митинге в Алдане выступили второй президент Якутии Вячеслав Штыров, с именем которого связано возобновление строительства этой дороги в 2002 году, глава Алдана Александр Бугай, ветераны-строители БАМа и АЯМа - Герои Социалистического Труда Иван Варшавский и Леонид Казаков, почетный железнодорожник РФ Александр Дудников, заместитель гендиректора АО «АК «Железные дороги Якутии» Владимир Магдич, начальник локомотивной службы компании «Железные дороги Якутии» Шухрат Ташпулатов, благочинный Алданского округа иеромонах Макарий.
«Железная дорога до Нижнего Бестяха полностью готова к эксплуатации! Она будет служить нашей стране и нашему народу, даст новую жизнь Алданскому району. Уже сегодня профессия железнодорожника в Алдане стал такой же основополагающей и востребованной, какой всегда здесь была профессия золотодобытчика», - сказал Вячеслав Штыров.
В честь пуска первого поезда многие железнодорожники были отмечены наградами. Грамоту правительства Якутии получила начальник отдела труда и заработной платы АК «Железные дороги Якутии» Татьяна Мокеева, благодарность правительства – дежурный по станции Сергей Баженов. Нагрудным знаком «Почетный работник железнодорожного транспорта награжден старший электромеханик СЦБ Владлен Максимов. Грамотой Министерства транспорта и дорожного хозяйства отмечены машинист тепловоза Василий Юркин, дежурный по станции Марина Попкова, главный энергетик Иван Лаптев. Благодарность Министерства транспорта и дорожного хозяйства получили монтер пути Владимир Белов, дорожный мастер Серикбай Кусеубаев, инженер вагонной службы Виктория Боженко, начальник отдела сервисного обслуживания Алексей Канаев, заместитель начальника юридического отдела Ольга Романцова.
Памятная медаль, посвященная 100-летию со дня рождения первого начальника ГлавБАМстроя заместителя министра транспортного строительства СССР Константина Мохортова, была вручена Вячеславу Штырову.
В праздничном концерте приняли участие алданские творческие коллективы – вокальные группы «Некст» и «Жемчужное достояние Якутии», танцевальный ансамбль «Шармант», агитбригада «Магистраль» и другие.
Преемственность поколений символизировало вручение локомотивным бригадам, которые поведут праздничный поезд с почётными пассажирами до станции Нижний Бестях, памятных маршрутных листов. Их вручил начальник локомотивной службы компании «ЖДЯ» Шухрат Ташпулатов – тот самый, который вместе с коллегами ровно 15 лет назад – 28 августа 2004 года - вел первый поезд от Алдана до Томмота.
В 18.50 митинг закончился, и была объявлена посадка в поезд. В 19.20 гудок локомотива сообщил участникам митинга и пассажирам об отправлении первого пассажирского поезда от станции Алдан к станции Нижний Бестях.
ДО ТОММОТА
Дорога до Томмота заняла 1 час 51 минуту. Строго говоря, по этому участку пассажирские поезда ходят уже 15 лет, поэтому первым пассажирским поездом на этом участке наш состав еще не стал.
Но атмосфера праздника не пропадала. Был празднично раскрашен локомотив, да и в вагонах царили торжественное настроение и веселье. Проводницы почетных пассажиров угощали яблоками и конфетами, чаем и кофе. Наш плацкартный вагон был великолепен – новенький, с иголочки, с кондиционером и двумя биотуалетами в одном конце вагона, розетками в каждом купе, удобный и очень комфортный. Был и купейный вагон, через который мы прошли в вагон-ресторан, где гостеприимные хозяева предложили нам легкий, но очень вкусный ужин.
В 21.30 нас ждал второй торжественный митинг – теперь на станции Томмот. Несмотря на надвигающиеся сумерки, этот митинг стал более многочисленным, чем в Алдане. Это понятно: с этого дня Томмот перестал быть крайней («тупиковой») точкой железной дороги, а жители Томмота впервые получили возможность ездить не только на юг, но и на север – в сторону Якутска.
Хорошо знакомый нам (в том числе по фестивалю «Берег дружбы»), выполненный в форме трех урас, железнодорожный вокзал станции Томмот был украшен баннерами с логотипом праздника, флагами по обеим сторонам лестницы центрального входа. Зрители стояли на площадке у вокзала, а вышедшие из вагонов гости присоединились к ним. Те же ведущие и артисты, которые выступали в Алдане, прибыли в Томмот раньше поезда, и уже были готовы к новым выступлениям.
Так же, как и в Алдане, митинг в Томмоте начался гудком паровоза. На ступени, ставшие импровизированной сценой, пригласили почетных гостей.
Митинг открыл заместитель гендиректора АО «АК «Железные дороги Якутии» Владимир Магдич, который сказал: «К этому событию мы шли очень долго, прикладывая максимальные усилия для строительства железной дороги, для приведения её в готовность к постоянной эксплуатации».
Каждый из почетных гостей выступил на митинге с короткой приветственной речью. Жителей Томмота и будущих пассажиров поездов на север приветствовали экс-президент, ныне государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, глава Томмота Александр Заверюха, Герой Социалистического труда, ветеран строительства Байкало-Амурской магистрали Иван Варшавский, Герой Социалистического труда, ветеран Байкало-Амурской и Амуро-Якутской магистрали Леонид Казаков, советник генерального директора «Инжиниринговой корпорации «Трансстрой», почетный железнодорожник РФ Александр Дудников, благочинный у Алданского округа иеромонах Макарий (Золотавин).
«Станция Нижний Бестях – это не конец пути, что дорога будет строиться дальше и новым поколениям предстоит продолжать путь, который мы начинали», - сказал Иван Варшавский.
Награды в Томмоте вручали в честь 45-летия Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Памятными юбилейными медалями наградили Александра Дудникова, работников АК «ЖДЯ» - дорожного мастера Николая Жилина, дежурную по станции Марину Казанцеву, водителя Валерия Шишкова и сотрудников АО «Взрывпром» - главного бухгалтера Майю Бодю, охранника Георгия Багаутдинова, токаря Виктора Губенко.
Такие же памятные медали вручены монтеру пути ПЧ-2 АК «ЖДЯ» Александру Тарасову, слесарю вагонного депо Алексею Жарникову, начальнику резерва проводников Юлии Абдулазяновой.
Герой Социалистического труда Леонид Казаков вручил памятную медаль «100 лет со дня рождения первого начальника Главбамстроя, заместителя министра транспортного строительства СССР Константина Мохортова» ветерану Байкало-Амурской магистрали, генеральному директору ООО «Северо-восток – Трансстрой» Владимиру Михайленко и заслуженному строителю России Александру Дудникову.
Так же, как и в Алдане, митинг завершился общим фотографированием на память об историческом событии.
ОЛЕНЬ И РАССОЛОДА
В 22.31 специальный поезд номер 902 отправился в путь на север. С этого момента он действительно стал «первопроходцем». Официальные пассажирские поезда по этой дороге еще не ездили!
Время было позднее, поэтому большинство пассажиров легли спать. Но волнение торжественного исторического момента сказывалось: едва рассвело, пассажиры начали вставать, чтобы посмотреть в окна. В этих местах простые пассажиры еще не бывали! И каждый стык на рельсах, вид высокой насыпи под колесами поезда, идущие вдоль линии технологические дороги, напоминали о том грандиозном труде тысяч людей, который был приложен для того, чтобы построить сотни километров этой железной дороги.
Первый поезд – точно так же, как это будут делать все последующие поезда, – останавливался на маленьких станциях, названий которых никто из пассажиров еще не слышал. Чтобы узнать эти названия, первые пассажиры смотрели в окна вагонов, фотографируя эти небольшие и не слишком пока презентабельные вагончики.
Названия новых станций севернее Томмота, которые, не сомневаюсь, скоро будем знать мы все – Амга, Кюргелях, Олень, Кердем, Менда, Рассолода, Хаптагай. После Хаптагая идет станция Нижний Бестях.
В 11 часов утра пассажиров первого поезда покормили обедом в вагоне-ресторане, потому что день 27 июля в Нижнем Бестяхе предстоял большой и трудный. В 11.36 состав прибыл на станцию Рассолода, где была организована 20-минутная стоянка. Многих пассажиров первого поезда, проживающих в Якутске, мы не видели ни в Алдане, ни в Томмоте. Но стать участниками исторического события стать хотелось, конечно, очень многим. Для этого и была выбрана станция Рассолода (39 километров по прямой от Якутска), на которой многие пассажиры сели в первый поезд, чтобы проехать «исторические» 34 километра до Нижнего Бестяха.
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
В 13.00, как и планировалось, первый поезд прибыл на станцию Нижний Бестях. Большинство телеканалов и интернет показали, как это выглядело со станции. Нам, первым пассажирам, посчастливилось видеть это из поезда.
Первое, что приятно удивило, - это счастливые и радостные лица людей, встречавших поезд. Потом, на «берегу», нам рассказали, что всех желающих непосредственно на перрон к поезду не пустили (и правильно сделали, иначе люди подавили бы друг друга). Но для того, чтобы увидеть прибывающий поезд, можно было пройти несколько 200-300 метров ему навстречу и подойти непосредственно к железнодорожным путям. Это и сделали многие встречающие.
Прильнув к окнам вагона за 2-3 минуты до прибытия поезда, мы увидели сотни людей с мобильными телефонами, планшетами и другими гаджетами. Все они снимали первый поезд или «селфились» на его фоне. Это были очень, радостные, удивленные и абсолютно счастливые лица.
Из вагона после остановки поезда пришлось поторопиться на небольшую площадку, чтобы успеть увидеть, как первые руководители республики встречают почетных пассажиров поезда. Самым первым пассажиром стал комиссар отряда «Якутский комсомолец» Гаврил Адамов, который приехал на это событие с внуком Владиславом. Комиссар известен тем, что не только в 1974 году с первым комсомольским отрядом отправился в Нерюнгри строить дорогу Тында – Беркакит, но и до сих пор работает на железной дороге. Гаврил Адамов прошел на площадку к вокзалу, где глава Якутии Айсен Николаев вручил ему сертификат первого пассажира.
Через несколько минут Айсен Николаев на той же площадке тепло приветствовал своего предшественника на посту главы республики – Вячеслава Штырова, который ехал первым поездом от самого Алдана. Чуть позже, на митинге на привокзальной площади, глава Якутии от имени всех якутян поблагодарил Вячеслава Анатольевича, «без которого эта дорога точно не была бы построена».
Айсен Николаев приехал встречать первый поезд вместе с супругой Людмилой Валерьевной. В первые же минуты, еще до запланированного выступления на большой сцене на привокзальной площади, ему пришлось давать экспресс-интервью различным СМИ.
В них глава Якутии сравнил прибытие первого поезда в Нижний Бестях с прилетом первого пассажирского самолета в Якутск (кстати, это произошло 29 августа 1928 года, когда была официально открыта первая в Сибири и на Дальнем Востоке воздушная линия Иркутск-Якутск). Кроме того, отметил Айсен Николаев, решение «вопроса Нижнего Бестяха» ускоряет начало реализации следующего важнейшего для Якутии вопроса: начала строительства моста через Лену.
«Для всех нас имеет огромное значение выход сюда пассажирского движения по железной дороге как еще один стимул для строительства моста через Лену в районе Якутска. Я уверен, в ближайшие годы он появится, тогда весь транспортно-логистический центр вокруг Якутска и Нижнего Бестяха преобразит Якутию. Эта дорога еще далеко не закончена и впереди многие-многие километры по Якутии и северу-востоку России», — сказал глава Якутии.
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
После встречи у перрона главные события большого праздника переместились на привокзальную площадь станции Нижний Бестях. В ожидании почетных гостей здесь уже полным ходом шла культурная программа – выступали коллективы из Якутска и Мегино-Кангаласского района, центром которого Нижний Бестях стал в ноябре 2008 года.
В прологе концерта, еще перед началом митинга, было показано яркое театрализованное представление с участием артистов эстрады республики и танцевальных коллективов Якутии.
На митинге глава Якутии Айсен Николаев отметил, что построенная 439-километровая железная дорога стала одним из самых сложных инженерных сооружений в России за последние десятилетия.
Вячеслав Штыров сказал, что «сегодня исполнилась вековая мечта всех якутян», поскольку отсчет строительства дороги можно вести с 5 мая 1912 года, когда вышел в свет первый номер газеты «Правда», в котором большевики критиковали царское правительство за то, что оно не строит железную дорогу на Якутск.
Депутат Госдумы РФ Галина Данчикова уверена, что «регулярные пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте в Якутии будут востребованы. Не так много сегодня людей в стране, которые бы ни разу не ездили в поезде. Но в Якутии, особенно за полярным кругом, такие есть. Теперь жители северных районов республики получили возможность ездить на поезде по России».
Там же, на сцене митинга, генеральному ректору АК «ЖДЯ» Василию Шимохину был передан акт о технической готовности пускового комплекса «Томмот — Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот — Якутск железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск».
Перед собравшимися выступил также ветеран строительства БАМа Герой Социалистического труда Иван Варшавский, который хорошо знает, как строятся железные дороги в условиях вечной мерзлоты и сурового климата. Герой БАМа выразил надежду на новые поколения железнодорожников, которые достойно продолжат дело своих отцов.
Состоялось вручение ведомственных и государственных наград участникам масштабной стройки. Наград было очень много. Айсен Николаев вручил Благодарность главы Якутии коллективу АК «Железные дороги Якутии». Такую же Грамоту получил начальник станции Беркакит Виктор Ляшко. Благодарственных писем главы Якутии удостоены монтер пути Беркакитской дистанции Николай Гончаренко, ветеран железнодорожной отрасли Григорий Иванов, монтер пути Беркакитской дистанции Александр Кузьмин.
Начальник Дальневосточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре ДВЖД Сергей Фомичев вручил часы ОАО «РЖД» начальнику локомотивной службы АК «ЖДЯ» Шухрату Ташпулатову, советнику генерального директора АО «Сахатранснефтегаз» Владимиру Членову.
Было немало и других наград.
КОНЦЕРТ
После митинга продолжился большой и яркий концерт. Он начался в 14.30 и продолжался до 22.00, то есть шел семь с половиной часов. Программа учитывала самые разные вкусы.
Тон концерту задал ансамбль «Самоцветы», хорошо известный своими «бамовскими» песнями еще с 70-х годов ХХ века. Прекрасное впечатление оставил блистательный квартет теноров «Триумф» из Хабаровска.Александр Пунаков, Сергей Увалов, Тарон Григорян и Владимир Бабенко очаровали зрителей исполнением классических музыкальных произведений, русских, итальянских, испанских песен. Большой успех имел певец и композитор Максим Олейников (кстати, автора хита Стаса Михайлова «Где-то там»). Был популярный у молодежи якутский исполнитель KitJah (Субудай Айыы-Арчылаан Дьулустаан уола) с группой поддержки. Танцевальная группа «Zavod», вокально-инструментальный ансамбль «Ретро-Шлягер», очень интересная молодежная группа из Хабаровска «Perry Mason» и многие другие.
Уверен, что шоу такого уровня Нижний Бестях еще не видел! Даже в Нерюнгри такого зрелища не бывало даже в День шахтера.
ПУТЬ ДОМОЙ
Концерт на привокзальной площади окончился в 22.00, а ровно через час пассажиры первого поезда отправились обратно, за исключением жителей Якутска, которые назад, разумеется, уже не поехали.
Обратная дорога была уже не столь волнительной. Всё когда-то бывает в первый раз, но к хорошему привыкаешь быстро. Буквально на следующий день после первого рейса путешествие на поезде из Нижнего Бестяха перестает быть чем-то космическим и необычным. Праздник окончен, наступают спокойные будни.
Весь день 27 июля вокзал на станции Нижний Бестях был закрыт, хотя многие хотели посмотреть его изнутри. В 8 часов утра 28 июля здание открыли. 29 июля со станции Нижний Бестях отправился первый регулярный пассажирский поезд (на который уже продавали обычные билеты) до станции Нерюнгри. В составе поезда было четыре вагона: купейный, плацкартный, общий и вагон-ресторан. Характерно, что в момент отправления - ни в купейном, ни в плацкартном вагоне - свободных мест не было.
В общем, поехали!
Олег СОЛОДУХИН.
Алдан - Нижний Бестях - Алдан.
Фото автора.