По версии следствия, директор ансамбля в течение 2017 и 2018 гг. создавал видимость деятельности ансамбля и составлял ложные отчеты. Речь идет о заслуженном артисте Якутии, лауреате премии первого президента республики, лауреате всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, почетном гражданине Нижнеколымского района Эдуарде Клепечине. Да, это тот самый легендарный Ай Бэй.
С версией следствия категорически не согласны родные и близкие заслуженного артиста республики.
«Всю жизнь Эдуард Прокопьевич развивал культуру народов Севера, был руководителем единственного государственного ансамбля малочисленных народов Севера Якутии. Он более пятидесяти лет руководил своим детищем. С большим трудом ему удалось добиться бюджетного финансирования. До этого он занимался творчеством на голом энтузиазме.
Эдуард Прокопьевич был полон идей и планов. Выступал он всегда бесплатно – это была его принципиальная позиция.
И его любили, его имя гремело по всему Северу и Якутии. Вы только представьте, в репертуаре были все жанры: этника, поп-музыка и даже джаз с «элементами шаманизма», как писали в СМИ!
Самое главное – Эдуард Прокопьевич вовлекал в музыку местных жителей. Ведь Нижнеколымский район самый отдаленный улус, соответственно туда никто не едет, поэтому он отбирал местных талантливых жителей, таким образом, поддерживал и давал им возможность заниматься творчеством», — рассказывают земляки.
Ансамбль активно гастролировал по всей стране. Солисты «Сээдьэ» выступали в Финляндии, Норвегии, Швейцарии, Болгарии, Голландии и США. Между прочим, в США в 90-е годы их выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы. «Легенда, загадка и тайна этно-рок-фолк-музыки России», — так описывали гастролеров американские корреспонденты. Гастроли в Аляску организовал сам Юрий Кайдышев.
«Эдуард Прокопьевич прославлял нашу землю, и так его отблагодарили в конце жизни, во время «охоты на ведьм». То, что произошло – это большой удар по культуре Севера и малочисленным народам.
Ведь какой пример видит молодежь: пока ты в силе, занимаешься культурой, развиваешь, вкладываешь в это всю жизнь, ты нужен, а когда ты ослаб, тебя просто сдают в утиль, представляют «коррупционером» ради галочки, чтобы отчитаться о борьбе с «коррупцией»», — возмущаются близкие.
В министерстве культуры официально заявили, что ансамбль бездействовал два года. С этим не согласны земляки:
«Надо понимать, что такое гастроли у нас на Севере. Так легко говорить: гастролируйте по улусам. Чтобы поехать, к примеру, в Чокурдах, это надо лететь через Якутск. Дорог у нас нет. Машина была сломана, поэтому в близлежащие поселки не ездили», — говорят они. Кроме того, были перерывы из-за плохого самочувствия руководителя. Но все же они выступали.
«Несмотря на все трудности, в 2017 году артисты выступили на якутском съезде юкагиров, на сцене ДК Кулаковского в Якутске. Они выступали в школах и вели концертную деятельность», — утверждают наши собеседники.
Ансамбль «Сээдьэ» работал с 1972 года, бюджетную подпитку стал получать с 1993 года. В его штате около 10 артистов, которые сейчас остались без работы. По разным данным, артисты получали около 40-45 тысяч рублей ежемесячно. Как утверждают свидетели, постепенно штат сокращали, так, не было в штате юриста и заместителя руководителя. Сокращена была должность водителя, бухгалтера. Все отчеты проходили через куратора Министерства культуры. Именно они должны были контролировать выделение средств и их освоение. А также вовремя заметить ухудшение самочувствия Эдуарда Клепечина.
«Зачем надо было доводить старика до «позора»? Эдуард Прокопьевич не разбирался в документации, он же ничего не видел, не владел навыками работы на компьютере.
Самое главное, что 73-летний Эдуард Клепечин тяжело болен, у него имеется подтвержденный диагноз «органическое бредовое расстройство». Фактически он признан душевнобольным и незрячим. И при этом, несмотря на свое тяжелое состояние и возраст, он «бодрился», был полон творческих планов, и по мере сил воплощал их», — утверждают родные.
Руководство министерства прекрасно знало об этом, но не стало разбираться.
«Разоблачение» произошло с приходом министра культуры Юрия Куприянова, которые решил вывести «коррупционера» на чистую воду», — рассказывают они.
По их словам, весной Минкульт стремительно собрал комиссию, и быстро, без уведомлений, взял объяснительные у артистов. Несколько артистов позже написали отказы, объяснив, что это было сделано под давлением.
Сейчас «самым главным коррупционером Якутии» занимается следственная группа в лице 2-х подполковников СК, с 2-мя майорами МВД и с одним майором ФСБ.
Недавно следствие инициировало проведение судебно-психиатрической экспертизы. Для следственных действий Эдуарду Прокопьевичу надо выехать в Якутск вместе с сопровождающим. Но выдержит ли он это?
Sakhaday.ru.
На фото: Эдуард Клепечин.