Всю свою жизнь он посвятил работе в якутской газете, был главным редактором. Никогда никого не боялся: ни цензуры, ни властей. Писал смело, чем неоднократно вызывал возмущение в партии. Состоял в Союзе писателей ЯССР. Его повести и стихи блокировали, не пускали в тираж. О чём же таком писал Василий Николаевич?
В рассказе "Уоттаах чыычаахтар" ("Огненные птицы") показана тяжёлая судьба жителей Чурапчинского улуса, которых во время Великой Отечественной войны насильно погнали на Север для масштабной добычи рыбы, в результате чего многие умерли от болезней, истощения, голода и холода, включая детей и стариков, оставшихся в тылу мужчин и женщин. Эта тема никогда не муссировалась в СМИ, об этом вам не расскажут официальные лица.
Весь представленный реквизит принадлежит самому Василию Николаевичу: печатная машинка, фотоаппарат, микрофон, магнитные ленты, кассеты, значок "Пресса", купленный им шкаф-стенка, даже листы бумаги. Он пропал без вести 1 октября 1993 года. Очевидцы утверждают, что Василий Николаевич сел в автобус после работы. С тех пор его никто не видел.
Этот клип мы посвящаем ему, человеку, пытавшемуся показать всем очевидные проблемы и недостатки системы.
Процесс съемок
Но давайте начнем сначала. Я - Василий Кулаковский, автор клипа, посвященному журналисту Василию Титову. Позвольте рассказать, как мы его снимали.
Начнём с того, что мы очень долго готовились к съемкам. Чего стоил один лишь поиск актёров.
Кстати, мой коллега Геннадий Савин (на снимке), сыгравший начальника КГБ, никогда ранее не снимался в подобном. Но в кадре он выглядит настолько убедительно, будто долго готовился к этой роли. К сожалению, продолжительность песни не позволяет показать гораздо больше.
Маргарита Акимова — режиссер.
Василий Старостин — оператор/монтаж.
Когда собралась творческая команда в лице Василия Старостина, Маргариты Акимовой и меня, процесс сдвинулся с мёртвой точки.
Вернёмся к процессу съёмок. Сыгравшая молодую журналистку Мария Мак согласилась на нашу авантюру сразу, не раздумывая. Так же она пообещала привести на съёмки свою маму, Елену Добрынину, заверив, что они очень похожи. Так оно и оказалось.
А сыгравший её молодого человека Тимур Николаев (на снимке) удивил нас ответственным подходом к общему делу, не пропустив ни единого дня съёмок и достав для себя реквизит. Поэтому вопрос с актёрским составом был закрыт. Многие могут придраться к внешнему виду актёров. Поясню, на кадрах конец 1980-х, поэтому достать джинсы и кеды было не так сложно, имея нужные знакомства.
Мария Мак
После съемок, мы приступили к записи песни. Музыку написал Мичил Мекумянов. Как только я услышал первые нотки, сразу понял, что это именно то, что нужно. А наша вокалистка Виктория Николаева отлично справилась со своей задачей.
Хотелось бы отдельно поблагодарить Андрея Осаковского, предоставившего для съёмок свою ласточку ГАЗ-21 "Волга". Андрей является создателем сообщества любителей ретро-автомобилей "Alltimers", прекрасно знает историю создания и эксплуатации многих моделей советских авто. Поэтому на наш вопрос "А ничего, что молодая советская журналистка ездит на Волге?" он ответил утвердительно.
ГАЗ-21 Андрея Осаковского
Кстати, вы можете заметить, что гос.номер авто меняется с "л 4444 ми" на "т 915 ен" в конце. Мы постарались придерживаться временных отрезков, применив компьютерную графику для изменения гос.номера.
Так же хочется поблагодарить молодежный центр ARENA.31. Они предоставили нам ретро-телефон для съёмок. (Тот самый, что на столе). Взамен мы пообещали сыграть у них на площадке. Надеюсь, когда-нибудь мы сдержим обещание.
О чем наш клип?
История повествует о молодой советской журналистке, собирающей материал для новой статьи в газете. Ей предстоит взять интервью у одного из начальников местного отделения КГБ. Журналистка задаёт очень неудобные вопросы, чем привлекает внимание к своей работе. Её настоятельно просят уйти.
Пытаясь как-то успокоиться, она едет к своему возлюбленному, который увлекается фотографией. Молодой человек успокаивает её и уговаривает не бросать эту статью. Работа продолжается, ведь в деле столько вопросов, на которые может ответить лишь один начальник КГБ, поэтому журналистке приходится вернуться туда, откуда всё началось.
На этот раз она настроена решительно, и, собрав неопровержимые доказательства нарушения должностных полномочий, она шантажирует силовиков, чем вызывает гнев начальника. После угроз, журналистка возвращается домой, чтобы переделать статью и, наконец, пустить её в тираж, но неожиданный звонок обрывает все планы. Её молодой человек в опасности и просит приехать к нему. Но на месте она обнаруживает лишь поджидавших сотрудников КГБ, которые отвозят её в управление.
Там начальник рвёт изъятую статью и даёт взамен другую, переделанную и подверженную жёсткой цензуре, намекая на то, что в случае неповиновения, с журналисткой случится то же, что и с её "без вести пропавшим" возлюбленным. Проходит много лет и вот она на том же самом месте предаётся воспоминаниям о былой любви.
Текст песни:
I hold memory
that's all i have
joy and grief, smiles and tears
night'll come, which full of mystery
and leave me alone near window
This night's glance, so warm
Like a kiss in the knowing cell.
Night knows everything, it's so wise
We will be together all the time
I've told darkness outside the window
And I won't sleep anymore
I want to give up and start over again
The sun's been up and dispel vail,
which take sadness in the dark
night's ended, which full of mystery
and left only the shadow near the window.
А вот и сам клип на песню «Near the window».
Василий КУЛАКОВСКИЙ.
Автор клипа.