Почему в этом направлении преуспевает та же Сахалинская область с населением в два раза меньше, чем в Якутии, и территорией всего в 87,1 тысячи кв. км, то есть в 34 раза меньше нашей, и что нам мешает?
Оба региона входят в состав ДФО, имеют схожие климатические и природные условия, но в Якутии намного холоднее и средств на содержание жилого фонда, инфраструктуры, развитие экономики требуется в разы больше, а значит, рациональность, то есть максимальная выгода при минимуме затрат должна стать целевым показателем , беседуем с исполнительным директором ООО «Сахаметан» Русланом Шипковым.
Разговор с авторитетным экспертом в этой области начался с хорошего повода. 28 декабря 2025 года компании «Сахаметан» исполняется 20 лет.
- Руслан Юрьевич, что удалось сделать за это время и с чего все началось?
- За двадцать лет нашему предприятию удалось построить с нуля пять автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) разных типов и мощностей - три в Якутске и две в п. Айхал и г.Мирный. Интересуетесь, с чего началось? С мыслей вслух, как это часто бывает, на кухне, где возникла идея создать предприятие по заправке автотранспорта сжатым природным газом.
Так, 28 декабря 2005 года было зарегистрировано с юридическим адресом по месту расположения этой же кухни ООО «Сахаметан». Ни офиса, ни денег на тот момент не было. Контрольный пакет акций принадлежал АКБ «Интрасбанк». В то время его возглавляли выходцы из «Газпрома» и «Газпромбанка», которые прекрасно разбирались в главных составляющих этого проекта.
Интрасбанк выделил финансовые ресурсы в виде инвестиций, но когда у него возникли проблемы, переоформил их под проценты в кредит. Понимая, чем могут обернуться малейшие ошибки, провели мониторинг производства газомоторного оборудования. Надо было знать, где и кто по более-менее приемлемым ценам выпускает добротные компрессорные станции. Выбор выпал на аргентинскую компанию «Галилео». Через 6 месяцев после заключения контракта оборудование поступило в Россию.
- Значит, с поставщиком не ошиблись ?
- Не ошиблись. Но опыта проектирования таких объектов в Якутии не было. Организация «ЯкутГазпроект», решив с нами работать, направила своих проектантов набираться опыта в Рязани. Учитывая опыт проектирования АГНКС в г. Рязани и суровые климатические условия в Якутии, был выполнен первый в мире проект компрессора в теплом помещении. 13 мая 2007 года в Якутске была запущена первая в ДФО АГНКС.
Когда в столице республики проектировали и строили «первую ласточку», инженерная служба «Сахаметана» внесла свыше 20 рацпредложений, усиливающих надежность и обеспечивающих стабильную работу компрессора, заправочных колонок при низких температурах.
До 2015 года все газовые баллоны в мире выпускались для использования при температуре от -40°С до +60°С. По нашей просьбе ООО «Реал-Шторм» (г. Ижевск) с 2016 года начало выпускать новые баллоны марки «Арктика» с сертификацией на температуру от -60°С до + 65°С.
В 2013 году «Сахаметан» запустил в Якутске вторую газокомпрессорную станцию , в 2015-ом -третью АГНКС. Через год газозаправочные станции открыли в Мирном и Айхале. В том же 2016 году ввели в эксплуатацию малотоннажную установку по производству СПГ в Нижнем Бестяхе.
- Руслан Юрьевич, как вы оцениваете развитие газомоторного рынка в республике?
- Сахаметан вошел в рынок без раскачки. На компримированный природный газ (КПГ) нашим предприятием переведено более 1300 единиц автотранспорта. Через АГНКС заправлено в автомобили 44,4 млн. куб.м газа. В Якутске ежедневно заправляются КПГ до 300 машин.
Благодаря субсидиям, предоставляемым из федерального и регионального бюджетов с 2022-го по 2024-й год, много личных автомобилей якутян переведено на газ. Но в 2025 году по непонятным причинам республиканских субсидий не были выделены. Поэтому на газомоторное топливо мы перевели всего 14 машин.
Сложившаяся ситуация больше похожа сегодня на шаг вперёд и два назад. Для сравнения: на Сахалине за три года всю коммунальную технику планируют перевести на газ. 65% автобусного парка работают уже газе. На метане также ездят порядка 250 спецмашин, автомобилей скорой помощи, дорожная и коммунальная техника.
- Получается, имея триллионные запасы природного газа в недрах республики, топчемся на месте?
- Да, топчемся. Одна из причин - слабая информированность населения о преимуществах газомоторного топлива, в частности, метана. Он не только самый дешёвый, но и самый безопасный газ. Гораздо безопаснее распространенного пропан-бутана. Это подтверждает «Классификация горючих веществ по степени чувствительности» МЧС России, где метан относится к самому безопасному, четвёртому, классу.
Другая причина - такой эффективный инструмент, как перевод автотранспорта на природный газ в Якутии, особенно в селах, где нужно строить мини-АГНКС, остается невостребованным.
- Соглашаемся с этим, заведомо понимая, что экономика от такого хозяйствования проседает...
- Получается так. Заправлять газом автотракторную технику в сёлах можно в 3 раза дешевле, а при использовании индивидуальных газовых компрессоров - 10 раз, чем дизельным топливом. Соответственно, уже сегодня следует заправлять автотракторную технику газомоторным топливом, которое стоит от 7 до 26 руб. за 1 м3 КПГ. Во всех населённых пунктах, где есть природный газ, а их в республике более 100, надо переводить весь автотранспорт с тракторами на газ, чтобы сельхозпродукция на выходе по цене и качеству не уступала завозной.
Пока же сельхозпроизводители закупают в больших объёмах у поставщиков дорогостоящее нефтяное топливо. Поэтому фермерская продукция по этим параметрам не догоняет привозную. Федеральное и региональное правительство пытаются стабилизировать ситуацию за счёт дотаций и договоренности с нефтяными компаниями о заморозке цен, субсидий и возмещения части расходов на закупку дизельного топлива, других мер. Но разовые инъекции экономику не лечат, они удерживают её на плаву.
С каждым годом стоимость переезда через р.Лена на пароме становится все дороже и дороже. А на железнодорожной станции Нижний-Бестях ООО «СПГ» производит сжиженный природный газ (СПГ). С мая по октябрь не зная, куда его девать, отправляем в Монголию, Китай, где спрос на моторное топливо всегда есть. Если криогенную емкость установить на пароме и перевести дизеля для работы на СПГ, то можно в 2 раза снизить затраты на топливо и соответственно уменьшить во столько же тарифы на перевозку автотранспорта через р. Лена.
- В Якутии есть свои рачительные хозяева, предпочитающие разумно экономить?
- Одно из первых предприятий, которое оценило преимущество сжатого природного газа (КПГ), - Жатайский судоремонтный завод. С 2010 года он начал использовать вместо пропана на судоремонте КПГ. Преимущество компримированного газа в том и состоит, что он позволяет резать металл при температуре ниже 50°С, что не только экономично, но и безопасно.
Муниципальное унитарное предприятие «Якутская пассажирская автотранспортная компания» ГО «город Якутск» (МУП «ЯПАК») 17 лет тому назад перевела для эксперимента порядка 10 автобусов марки ЛИАЗ на альтернативное топливо (КПГ). Экономию сразу же ощутили и стали закупать автобусы, работающие только на газе. Сегодня у ЯПАК их 90. Хочу еще раз подчеркнуть, что заправленный газ в транспортные средства МУП «ЯПАК» в объеме 21,1 млн. м3 за счет разницы в цене на дизельное топливо позволил сэкономить предприятию 1,340 млрд руб.
Как 17 лет назад, так и сегодня экономика складывается не в пользу завозного топлива. Цена 1 м3 КПГ 28 руб., а дизельного топлива за 1 л. 93 руб. Учитывая, что на 1 м3 газа можно проехать столько же, сколько на 1 литр дизельного топлива, считаем, что КПГ дешевле его в 3,3 раза.
В 2023-2024 годах в г. Якутск было поставлено 154 автобуса марки ЛИАЗ, Волгобаз, работающих на газе. За 2025 год ожидаем 50 автобусов марки Волгобаз, работающих только на газе. Полагаем, что следующий, 2026 год, тоже не исключение, и запланированные поставки от 20 до 50 автобусов будут обеспечены.
В 2023 году ООО «БК-Топаз» приобрело работающий только на газе китайский самосвал «Шахман» В июне тоже года предприятие поставило для эксперимента на «плечо» Якутск-В.Бестях две машины - одну на газе, вторую на дизельном топливе.
За месяц работы газовый самосвал по сравнению с дизельным сэкономил 120 тыс. руб. По словам директора С.С.Ефремова, за год газовый самосвал сэкономит 1,5 млн. руб. Понимая, как это выгодно, он сразу же купил еще три китайских полуприцепа марки «Дуюн». Сейчас они делают по два рейса в Верхний Бестях и экономят с этим автотранспортом более 6 млн рублей в год.
– Перед Новым годом оптимизма такая экономика прибавляет?
– Отчасти. Больше обнадеживает поставленная главой Республики Айсеном Николаевым в Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) амбициозная задача о масштабном переводе государственного и муниципального автопарка на метан. А также широкая информационная работа с населением, которую надо усилить по переводу транспорта на экологически чистое топливо. Ускорение этого процесса позволит укрепить экономику региона, снизить эксплуатационные расходы, построить новые АГНКС, вернуться к субсидиям и компенсациям на переоборудование машин, продумать налоговые льготы для малого и среднего бизнеса.
Другими словами, создать реальные условия для экономически целесообразной мобильности сельхозпредприятий, коммунального хозяйства и населения республики. Тогда в рейтинге регионов по развитию газового автомобильного транспорта Якутия займет действительно ведущую позицию, которая будет соответствовать ее богатейшим ресурсным возможностям.
Спасибо за беседу, Руслан Юрьевич. С наступающим Новым Годом! Пусть он оправдает ожидания якутян!
АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА.





