30.10.2025 11:14
В декабре 2024 года госСМИ Якутии отрапортовали о торжественном открытии в Якутске двух пристроев: к Мархинской школе №1 и к школе №19 в мкр.Птицефабрика.
Из пресс-релизов лишь следовало, что застройщиком первого пристроя являлась компания ООО СК «Сэттэ» (владельцы Яковлев Федор, Скрыбыкин Николай и Федоров Игорь), второго – ООО «Основа» (владельца Попов Юрий, Пестряков Алексей). Более никакой информации не было.
Прошло 10 месяцев…
27 октября 2025 года Департамент имущественных отношений мэрии Якутска в лице Бурнашева Алексей со ссылкой на многочисленные постановления правительства Якутии заключил без проведения торгов как с единственными поставщиками два контракта:
с ООО СК «Сэттэ» на покупку у данной компании, как собственника, пристроя к Мархинское школе за 1,21 млрд рублей,
с ООО «Основа», на покупку у данного собственника пристроя к школе №19 за 1,22 млрд рублей.
То есть, когда наши чиновники торжественно открывали почти год тому назад эти пристрои к школам, то юридически они никакого отношения к ним не имели, так как это была частная собственность двух строительных компанией, которые все еще ими владеют (сделки пока что не зарегистрированы, право собственности не перешло).
Другим интересным моментом тот факт, что оба контракты заключены с единственными поставщиками со ссылкой на пункт 31 ст.93 Закона о контрактной системе, предусматривающей возможность покупки без торгов недвижимости в рамках реализации бюджетных инвестиций или предоставления бюджетных субсидий на эти цели.
То есть, предполагается, что в какой-то момент у чиновников возникает потребность в недвижимости, но при этом уже есть подходящий объект, и чтобы не заниматься строительством нового, при наличии подходящего они могут в рамках закона купить его у единственного владельца.
На практике же в Якутии, судя по компаниям «Сэттэ» и «Основа», сложилась следующая ситуация: Чиновники заранее договариваются со строительными компаниями (которые, видимо, выбирают по своему усмотрению) о строительстве зданий под школы, затем отдают этим компаниям в аренду земельные участки с соответствующим целевым назначением («Сэттэ» и «Основа» получили в аренду земли в июле 2024 года). После окончания строительства компании проводят рыночную оценку построенных объектов («Сэттэ» провела ее в мае 2025 года, «Основа» в августе 2025 года). Затем оформляются документы, что кроме этих школ других подходящих нет, оформляются иные документы, и в итоге заключаются без торгов контракты на покупку за миллиарды бюджетных рублей недвижимости по рыночным ценам, определенным оценщиками.
Вишенка: В контрактах указывается, что они заключены с условием рассрочки на три года, как в нашем случае, но, если сроки бюджетных ассигнований и субсидий будут изменены на уровне правительства, то сроки выплаты стоимости недвижимости можно и сократить, как это получилось с ООО «Главстрой» (Матвей Евсеев)…
То есть, выходит, что сроки дальнейшей оплаты зависят от прозорливости руководства строительной компании и наличия у лоббистских возможностей? А это ли не есть ли коррупциогенный фактор?!
В общем, оценку законности этой схемы могут дать соответствующие органы, так как возможные переговоры чиновников с руководством строительных компаний с уговором: мы тебе даем в аренду землю, ты строишь здание, затем отдаешь его нам, после проводить оценку и мы у тебя его покупаем по рыночной цене как у единственного поставщика… весьма сомнительно с точки зрения антимонопольного законодательства.
А если все же прокуратура и ФАС назовет эту схему незаконной, то в суде прокуратура может признать все три контракта на сумму более трех миллиардов рублей ничтожными сделками, а последствия будут таковы: построенные здания школ останутся в собственности Якутии, а застройщиков обяжут вернуть в бюджет республики более трех миллиардов рублей (Так уже получилось в Нюрбинском районе, о чем мы вам утром рассказали). Как вам такой сценарий?
Прошло 10 месяцев…
27 октября 2025 года Департамент имущественных отношений мэрии Якутска в лице Бурнашева Алексей со ссылкой на многочисленные постановления правительства Якутии заключил без проведения торгов как с единственными поставщиками два контракта:
с ООО СК «Сэттэ» на покупку у данной компании, как собственника, пристроя к Мархинское школе за 1,21 млрд рублей,
с ООО «Основа», на покупку у данного собственника пристроя к школе №19 за 1,22 млрд рублей.
То есть, когда наши чиновники торжественно открывали почти год тому назад эти пристрои к школам, то юридически они никакого отношения к ним не имели, так как это была частная собственность двух строительных компанией, которые все еще ими владеют (сделки пока что не зарегистрированы, право собственности не перешло).
Другим интересным моментом тот факт, что оба контракты заключены с единственными поставщиками со ссылкой на пункт 31 ст.93 Закона о контрактной системе, предусматривающей возможность покупки без торгов недвижимости в рамках реализации бюджетных инвестиций или предоставления бюджетных субсидий на эти цели.
То есть, предполагается, что в какой-то момент у чиновников возникает потребность в недвижимости, но при этом уже есть подходящий объект, и чтобы не заниматься строительством нового, при наличии подходящего они могут в рамках закона купить его у единственного владельца.
На практике же в Якутии, судя по компаниям «Сэттэ» и «Основа», сложилась следующая ситуация: Чиновники заранее договариваются со строительными компаниями (которые, видимо, выбирают по своему усмотрению) о строительстве зданий под школы, затем отдают этим компаниям в аренду земельные участки с соответствующим целевым назначением («Сэттэ» и «Основа» получили в аренду земли в июле 2024 года). После окончания строительства компании проводят рыночную оценку построенных объектов («Сэттэ» провела ее в мае 2025 года, «Основа» в августе 2025 года). Затем оформляются документы, что кроме этих школ других подходящих нет, оформляются иные документы, и в итоге заключаются без торгов контракты на покупку за миллиарды бюджетных рублей недвижимости по рыночным ценам, определенным оценщиками.
Вишенка: В контрактах указывается, что они заключены с условием рассрочки на три года, как в нашем случае, но, если сроки бюджетных ассигнований и субсидий будут изменены на уровне правительства, то сроки выплаты стоимости недвижимости можно и сократить, как это получилось с ООО «Главстрой» (Матвей Евсеев)…
То есть, выходит, что сроки дальнейшей оплаты зависят от прозорливости руководства строительной компании и наличия у лоббистских возможностей? А это ли не есть ли коррупциогенный фактор?!
В общем, оценку законности этой схемы могут дать соответствующие органы, так как возможные переговоры чиновников с руководством строительных компаний с уговором: мы тебе даем в аренду землю, ты строишь здание, затем отдаешь его нам, после проводить оценку и мы у тебя его покупаем по рыночной цене как у единственного поставщика… весьма сомнительно с точки зрения антимонопольного законодательства.
А если все же прокуратура и ФАС назовет эту схему незаконной, то в суде прокуратура может признать все три контракта на сумму более трех миллиардов рублей ничтожными сделками, а последствия будут таковы: построенные здания школ останутся в собственности Якутии, а застройщиков обяжут вернуть в бюджет республики более трех миллиардов рублей (Так уже получилось в Нюрбинском районе, о чем мы вам утром рассказали). Как вам такой сценарий?
Реклама на сайте
КОММЕНТАРИИ





