А потому в советский период времени к вопросу поиска, подготовки, образования кадров относились крайне серьезно. Этому были посвящены научные изыскания, была выстроена целая отлаженная система, занимавшаяся кадрами. Особое место в ней занимали люди, которые конкретно занимались этой работой. И именно вот таким путем, как правило, на местах оказывались настоящие профессионалы, прошедшие добротную кадровую школу. Поднимавшиеся по карьерной лестнице не галопом по Европам – со студенческой скамьи в министерство, – а системно и поступательно. К человеку присматривались, передвигали с места на место, ставили разные задачи, обучали, оценивали особенности личности, сильные и слабые стороны.
Помню, как-то разговаривали с главным редактором портала Sakhanews.ru Тамарой Шамшуриной и зашла речь о кадровой политике в республике. Тамара Сергеевна вспоминала, как ее, тогда молодого журналиста, заметили, и тоже присматривались на предмет будущего продвижения.
Все так и было. Но, как известно, советская система подготовки кадров рухнула, и теперь имеем, что имеем.
Но еще более печально то, какое отношение сложилось в республике к тем кадрам, которые своим трудом на протяжении всей жизни обеспечивали стабильную работу народного хозяйства республики. Это уже не секрет – отношение к ветеранам в совершенно разных отраслях стало поверхностным, пренебрежительным. Действительно, а зачем напрягаться? Отработал человек, он – это уже прошлый век, с него нечего больше взять. Так чего перед ним расшаркиваться? Совершенно ни к чему.
Давно уже на предприятиях нет людей, которые серьезно занимаются кадровой политикой, следят за тем, чтобы в отношении кадрового состава все было грамотно сделано. Чтобы никто не был забыт, чтобы вовремя принимались нужные решения, обеспечивалась помощь. Это и не нужно в настоящее время. Мы же живем при капитализме и девиз «не нравится – свободны», стал нормой даже для высокопоставленных лиц.
И, честно говоря, никогда не думала, что вот эта ситуация возникнет в моей семье. И дело, подчеркну, не в том, что это мой отец, а в том, что это уже несколько лет как сложившаяся система в республике.
А что касается моего отца, то он после окончания Рижского института инженеров гражданской авиации начал свою работу в Якутском объединенном авиаотряде 1 апреля 1974 года. За время работы освоил и работал на 17 типах воздушных судов – АН 24/26, АН-12, Як-40, Ил-14, Ил-18, Ил-62М, Ил-76, Ту-154Б, Ту-154М, Боинг - 757, Боинг - 737, Боинг - , А-310, А-320, А-330, DC-10. Отличник Аэрофлота, почетный работник авиации Якутии.
В этом году отец принял решение уйти на заслуженный отдых. И обозначил себе символическую дату – сразу после 100-летия авиации Якутии (этот праздничный день пришелся на 8 октября 2025 года), которой он отдал всю свою жизнь, проработав 51 год в отрасли. Что, собственно, и произошло.
Но кто бы мог подумать, что его даже не пригласят на торжественное собрание, посвященное этому эпохальному событию? Хотя раньше он всегда был в числе участников подобного рода мероприятий. Он просто подписал обходной лист и… все.
Казалось бы, а что такого произошло? Ну, подумаешь, ушел на пенсию, гуляй восвояси. Но все-таки в компании «Полярные авиалинии», где он работал последние годы, могли бы более внимательно подойти к ветеранам авиации. Тем более, что на плечах вот таких трудяг, как мой отец, и выстояла и сейчас стоит авиация Якутии.
Особенно помню 1990-е годы, когда авиаторам Якутии по два года и более не платили заработную плату. Можете представить себе, что это было такое, когда еще плюсом ко всему была дикая инфляция и в принципе ждать помощи было неоткуда? Потому что так жили все вокруг. Ну, практически все, за исключением отдельных лиц. О чем я узнала значительно позже и поразилась, что пока простые работяги не получали заработную плату, кое-кто просто шиковал за счет не своих, мягко скажем, средств.
Так вот авиаторы, для которых дело их жизни, профессия были определяющими, не бросили его. Они продолжали трудиться, ходить на работу день за днем. Вот так, собственно, и выстояли авиация, сельское хозяйство, транспортная отрасль, образование, наука и многие-многие отрасли, оказавшиеся в тот период на грани.
Но кто сейчас помнит об этом, кому нужны эти самые люди, на которых все держалось? Как видно, никто, и никому они оказались не нужны. И даже опытный в плане управления нынешний руководитель компании «Полярные авиалинии» Семен Винокуров (который был министром транспорта республики), видимо, либо просто не знает, кто у него работает, либо ему глубоко все равно на это. Других забот, очевидно, хватает. Какие тут ветераны – ушли и туда им и дорога.
Вот только Семену Викторовичу, видно, невдомек, что и он когда-то уйдет на пенсию. И будет интересно посмотреть, что почувствует, когда его вот так же равнодушно даже не проводят, а спровадят. И еще. Если уж у него не болит душа за своих работников, так разве будет он переживать о том, что какие-то там субсидированные авиарейсы на севера отменили? Искать какой-то выход из ситуации? Отменили, да и ладно! Вот вам коммерческий тариф, выкручивайтесь как хотите.
Впрочем, не столько в руководителе компании дело, а, как уже было сказано, в целом вот в этом равнодушном отношении к кадрам в республике целом. Уже давно стало притчей во языцех выражение – профессионалов в республике не ценят. И тому есть яркие примеры. Сразу приходит на ум талантливый врач, управленец, профессионал в сфере медицины Михаил Охлопков, который был когда-то министром здравоохранения Якутии. Теперь это министр здравоохранения Карелии и вся республика поражается тому, как он успешно там работает. Его слова, высказывания, мнения репостят. Охлопков имеет награды федерального уровня. И волей-неволей задаешься вопросом – почему такой ценный кадр оказался невостребованным в республике? Почему? Ведь у нас итак не хватает грамотных управленцев и нам самим бы очень пригодился такой.
Можно еще приводить примеры. Андрей Панов – бывший министр промышленности республики. Теперь он возглавляет правительство Кузбасса. Денис Белозеров – бывший министр экономики республики, заместитель председателя правительства, теперь он министр регионального контроля Калининградской области. Таких примеров можно приводить массу. И вот вопрос – почему мы не удерживаем талантливые кадры, разбрасываемся ими? Ведь это очевидно ослабляет управленческий потенциал республики.
Вот сейчас, к примеру, в связи с ситуацией в бюджете республики, нам остро необходим антикризисный менеджер, управляющий, назовите как хотите. Потому что нужен детальный план по выходу из создавшегося положения. Но где его взять? Человека, на которого можно положиться?
Вся эта непродуманная, если не сказать бездумная кадровая политика, она, конечно, ни к чему хорошему не ведет. Но что еще хуже – за всем за этим наблюдает молодежь. Вот мы ей внушаем на словах – патриотизм, работа во благо республики, «Якутия только вперед». А куда вперед и зачем? Зачем отдавать свой главный ресурс – время, вкладывать силы, душу в работу, болеть за свое дело, если в конце концов… тебя либо выдавят отсюда, либо просто подпишут обходной лист и забудут как звали? В этом нет никакого смысла. Потому что уже давно доказано: для человека почет, уважение коллег, внимание со стороны следующего поколения управленцев, которые чтят и помнят твои заслуги, – важнее даже денежных поощрений. Не зря раньше доски почета, переходящие вымпелы, кубки и так далее – все это было мощным стимулом к тому, чтобы добиваться максимально лучших результатов. Общество раньше как будто само воспитывало себя, пестовало в человеке лучшие качества, мотивировало на труд.
Теперь все это ушло в прошлое. А потому не стоит удивляться, что при приеме на работу молодежь задает один-единственный вопрос – сколько будут платить. И скачет с места на место. Все правильно, мы сами подаем ей пример. И сами же потом будем жить в обществе, которое создаем сегодняшним отношением к кадрам и ветеранам. Как говорится, пенять не на кого.
Маргарита НИФОНТОВА.





