Видео дня
Лента новостей

Кто они, шаманы-ойууны?

Кто они, шаманы-ойууны?
24.09.2018 21:46

ЗАГАДКА УСУН ОЙУУНА

Мне нравится писать о людях, об интересных личностях минувших эпох, порой они реальные, а иногда это мифические образы. Прошлое всегда притягательно, сквозь зыбкое пространство и таинственную завесу времен пытаться разглядеть события и образы – всегда увлекательно.

Кем является шаман-ойуун? Он и Пророк, Он и Мессия, Он есть Ойуун, рисующий вариации Бытия. Его, старающегося облегчить участь страждущего, открывающего людям истинную красоту Мироздания, дарующего Свет и Добро, Любовь и Благодарность, человечество всегда ждёт…

Шаманы-ойууны – это носители древнейших знаний человечества, это Учителя, передающие космическое учение, которое почти забыто нами, это люди, умеющие странствовать по параллельным мирам, исцелять космической энергией. Некоторые считают шаманов избранниками духов. Но они не только избранники духов, но это избранники Небес, избранники Вселенной. Сама Вселенная дает им доступ к космическим знаниям, в них заложена генетическая память всего человечества.

Ойууны-шаманы в восприятии саха всегда являлись особенными людьми, о них говорили шепотом, на долгие годы на имена ойуунов ставилось табу – их не произносили, настолько трепетно относились к своим предкам-шаманам сородичи и оберегали их покой в иных неведомых мирах.

Один из таких могущественных ойуунов из легендарного рода тыгынидов оставил загадочный след в истории Якутии. Из ушедших в небытие веков дошли до нас легенды, хранящие в себе память об Усун ойууне – загадочной фигуре якутского средневековья.

Усун ойуун – личность легендарная и мифическая. В древних мифах саха Усун ойуун упоминается, но лишь вскользь, и эти сведения порой противоречивы.

«Сыновья Тыгына - Усун Ойуун, Чаллаайы Беге и Бэдьэкэ Беге в числе других участников восстания 1642 года были казнены в Якутском остроге воеводой П.П.Головиным», - так предполагают историки. Так писал и Сэһэн Боло в своих трудах – собраниях старинных преданий. Здесь Усун ойуун упоминается как сын Тыгына – последнего вольного предводителя саха.

«Младший брат кангаласского родоначальника Дыгына, Усун Ойуун (Длинный Шаман), не подчиняется русским законам. Русский начальник приговорил Усун Ойууна повесить на виселице. Казаки трижды пытаются повесить шамана, но тот удлиняет свою шею и ногами касается земли. Казаки освобождают шамана, который уходит в западную тайгу и женится. Потомки шамана образовывают один род», - упоминается в трудах известного этнографа Эргиса – Георгия Устиновича Гермогенова, опубликованных в 60-х годах 20 века.

Из этих легенд видно, что Усун ойуун – тыгынид, из рода правителей народа саха, является одним из предводителей якутского восстания 1642 года. Многие кангаласские предания гласят, что Усун ойуун объединил лучших людей и князей родов саха и был духовным вдохновителем самого крупного восстания.

Приоткроем завесу тех далеких, канувших за туманами веков, времен. В феврале 1642 года вспыхнуло восстание. В бунте участвовали многие роды саха: кангаласцы, намцы, бетунцы, борогонцы, мегинцы, амгинцы и одейды. Во главе восстания стояли Откурай, Бозек и их братья, тойоны кангаласский Еюк Никин и намский Мымах.

Народ саха по своему менталитету, спокойный, рассудительный и мудрый, но и терпеливый, и сильный духом в силу ряда климатических и географических особенностей сурового северного края.

Почему многие роды саха решились на такие крайние действия?

Мятежу и бунту способствовали действия воеводы якутского острога Петра Головина, отличавшегося лютым нравом, сборщиков ясака, а также переписчиков, которые мягко говоря, были очень жесткими. Краеугольным камнем всего стало и то, что дети многих предводителей родов саха были взяты заложниками – аманатами в острог, их жизни стали разменной монетой, средством манипуляции князьями, которые, чтобы сохранить жизни любимых детей, жен и родных, были связаны по рукам и ногам. Уважаемым сородичами предводителям родов приходилось закрывать глаза на многие бесчинства пришлых промысловиков и сборщиков ясака, и они из-за боязни казни родных, ставших аманатами, не могли встать на защиту своих соплеменников. В родовых отношениях, где честь и достоинство предводителя имели важную социальную роль и ценность, князья чувствовали себя глубоко униженными и оскорбленными, не сумев защитить свой род и родных от жестоких посягательств пришлых.

Тот факт, что в этом восстании приняли участие представители многих якутских родов центральной Якутии, показывает попытку подъема общенародного единства против пришельцев. Ясачный гнет угнетал ранее свободный, никому неподвластный народ. Перепись ясачного населения означала утрату исконной свободы и был воспринят всеми родами саха как попытка окончательного закабаления. Свободные по своему духу саха, которые доверяли свои судьбы только Небесам-Таҥара, не могли понять смысл ясака, за что и почему они платят дань, почему они загнаны в пожизненную кабалу...

В феврале 1642 года отряды русских ясачных сборщиков: Шахова, Гнутого, Галкина, Михалевского, Летнева были уничтожены. Одновременно уничтожались и русские промышленники, находившиеся на промыслах.

Во время якутского восстания 1642 года обострились отношения и в среде русского населения, находившегося в Якутии. Помощники Головина воевода М.Глебов и дьяк Е.Филатов, по-видимому, не согласные с его методами утверждения ясачного режима, выступили против него, в результате чего в Якутске началась воеводская «смута». Головин обвинил Глебова и Филатова в «измене и в участии в подготовке восстания якутов». В обстановке напряженного положения в ясачных волостях Головин в самом остроге посадил в тюрьмы более сотни русских.

В начале марта более 700 восставших попытались осадить Якутский острог. В апреле-мае Головин, получив подкрепление, беспощадно подавил восстание и после многочисленных пыток повесил в остроге 23 человека.

Вот их имена:

1. Уһун Ойуун - Хангалас.

2. Бөдьөкө Бөҕө - Хангалас.

3. Чаллайы Бөҕө - Хангалас

4. Дэлгий Одураев - Хангалас

5. Тугурча Одураев - Хангалас

6. Түрэ Осюргуев - Боотур Уус

7. Чох Куликанов - Боотур Уус

8. Базея Кокуев - Боотур Уус

9. Оргузей Онюкеев - Борогон

10. Сытыка - Борогон

11. Селы (Челы) Чорволов - Борогон

12. Ангуй Улагачаев - Нам

13. Чимча Одкидаев - Атамай

14. Малты Чимчин - Атамай

15. Кириней Селчюкеев - Баяназейская волость

16. Кумася Бурдаков - Баатылы

17. Ченчи Коскосиев - Баатылы

18. Ондрюшка Бакчигиров - Боотур Уус

19. Үөчэй Баай - Боотур Уус

20. Якоуль Онлоков - Боотур Уус

21. Туҥус Юбдули - Наахара

22. Бажир Тогураев – округа острога Якутск

23. Бадукая (Мандукай) Мандучаев - Малдьагар

Были казнены лучшие люди из родов саха, среди них - сыновья Тыгына. Были сожжены многие небольшие якутские острожки вместе с их жителями. Был казнен и Усун ойуун.

Но некоторые легенды былых лет гласят, что Усун ойуун избежал смерти. В этом и кроется загадка. Идейный вдохновитель восстания остался жив, следовательно, мысли о свободной счастливой жизни еще не канули в бездну. Как и все искатели свободы и счастья, по преданиям, могущественный шаман укрылся в благодатных и глухих краях Вилюя. Обосновался на берегах таинственной реки Тюнг. И пошел от него загадочный род вилюйских ойуунов и удаганов, отличавшихся благородной внешностью, благостью нравов, глубокой мудростью, обладающих красивой пышной, источающей небесную благодать, речью, таящих неведомый огонь в глубине мягкого, но острого пронзительного взора.

Жители деревень, расположенных близ реки Тюнг, сохранили удивительное предание о таинственном ойууне – сыне могущественного Дыгына, обманувшем смерть, который превратившись в тень, преодолел время и пространство. Молодой Усун ойуун оказался на берегу большого озера, имеющего посередине лесистый остров, заселился в том острове в виде невидимого духа. И прекрасная юная тунгусская удаган Дьукайа, полюбившая его сильный и могучий дух – салгын кут – воздушную душу, способную вознестись до двенадцати небес мироздания, вернула его два утраченных кут: земляную душу – буор кут, материнскую душу – ийэ кут. Тогда загадочный странник ойуун приобрел вновь человеческий облик и женился на красавице удаган, от них пошел род ойуунов и удаганов.

Эту легенду я услышала от своего отца Павлова Прокопия Алексеевича, учителя якутского языка и литературы, знатока легенд и преданий родного края, истории народа саха. В те года, в советское время, о восстаниях родов саха, никто почти и не знал, не принято было говорить о таких вещах. Отец тихо и мудро в виде прекрасных легенд рассказывал о событиях тех бранных и загадочных времен.

Лишь только потом я поняла, почему всегда в знаковые для саха времена всплывал образ Ойууна. Мы видим и находим удивительные образы шаманов в произведениях и трудах Алексея Кулаковского, Платона Ойунского, в начале советской власти переменившего свою фамилию Слепцов на Ойунский, Гавриила Ксенофонтова. Пророческие, перекликающиеся между собой, произведения Кулаковского и Ойунского – «Сновиденья шамана» и «Красный шаман», где присутствует тот же символ, отраженный в легенде об Усун ойууне. Труд Ксенофонтова «Шаманизм», где шаманство предстает во всех своих гранях, так же в них много тайнописи, о которой пока молчат исследователи.

Ойуун – знак, символ древних Знаний, символ свободного Духа, символ тайн Вселенной и безграничной, безмерной силы человеческой сути, творящей себя, свое окружение, Мир, в котором он был, есть и будет вне Времени и Пространства…

 

Варвара КОРЯКИНА,

член Союза писателей РС(Я).

Сайт источника:  http://www.1sn.ru
Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Мнение недели
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика