Видео дня
Лента новостей

Как не потерять лицо после драки: интервью челюстно-лицевого хирурга

Как не потерять лицо после драки:  интервью челюстно-лицевого хирурга
19.02.2019 08:55
Говорят, что шрамы украшают мужчин. Однако бывает, что след от травмы или грубый рубец на лице совсем не добавляют облику мужественности, а уж если несчастливый обладатель дефекта на лице – женщина, становится и вовсе, очень грустно. Рубцовые деформации, переломы скул, глазницы и другие изъяны лицевого скелета часто напоминают о себе болью, ограничением подвижности мышц и чужим отражением в зеркале.  К счастью, современная медицина и высококвалифицированные доктора помогают исправить даже очень сложные деформации, которые еще совсем недавно считались безнадежными.

Отделение челюстно-лицевой хирургии Республиканской больницы №2 единственное в городе и республике, где оказывают экстренную специализированную, высокотехнологичную челюстно-лицевую хирургическую помощь при повреждениях лица в любое время дня и ночи. О том, как выполняют реконструктивно-восстановительные операции на лице после травм,  рассказал врач челюстно – лицевой хирург Владимир НИКОЛАЕВ.

— Владимир Петрович, начнем беседу с пациентов, расскажите, пожалуйста, с какими патологиями люди поступают в отделение челюстно-лицевой хирургии?

— В целом, больных можно разделить на экстренных и плановых. Экстренные – это пациенты с переломами костей лицевого скелета – переломы челюсти, скулоорбитального комплекса, воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой области, открытыми травмы лица или шеи: колото-резаными и огнестрельными. Кто-то обращается сам через приемное отделение больницы, кто-то поступает через скорую медицинскую помощь, других доставляют рейсами санитарной авиации из районов. Плановые – это больные с врожденными и приобретенными аномалиями челюстно-лицевой зоны, с различными новообразованиями, как злокачественными, так и доброкачественными опухолями. Также планово выполняются операции по реконструкции рубцовых деформаций, застарелых переломов, устранению иных деформаций мягких и костных тканей челюстно-лицевой области.

Самые сложные пациенты – это, конечно, пострадавшие в ДТП, в результате падения с высоты, и после огнестрельных или ножевых ранений. Такие случаи обращений не редки, но самый частый повод –  травмы, полученные в драках: переломы челюсти, скул, глазницы. Отмечу: к нам в отделение попадают самые сложные пациенты, нуждающиеся в неотложной помощи челюстно – лицевых хирургов, а рассеченную бровь можно ушить в приемном отделении больницы с помощью дежурного врача - хирурга.

— Чем грозит удар по лицу?

— Сам по себе удар по лицу – всегда серьезная травма. В лицевом скелете множество костей, травмы челюстно-лицевой области сопровождаются ущемлением сосудисто –нервных пучков, которые при несвоевременном обращении к врачу могут повлечь за собой различные невропатии. Самое распространенное последствие – это перелом нижней челюсти. Гораздо реже встречается перелом верхней челюсти. Суть операции заключается в сопоставлении отломков костей челюсти их закреплении, фиксация обеспечивается титановыми пластинами и винтами – это называется остеосинтез. При неосложнённых переломах и своевременном лечении целостность кости и функция нижней челюсти восстанавливаются в течение 3 – 4 недель.

Удары по лицу в области глаза могут быть чреваты переломом скулоорбитального комплекса, глазницы – кости стенки глазницы очень тонкие, если происходит перелом со смещением, то у человека возникает, после спадения отеков, двоение, косоглазие, глаз начинает с одной стороны уходить вовнутрь.

— Как диагностируются переломы глазницы и выполняются операции по восстановлению?

— Для подтверждения диагноза проводится рентгенологическое обследование и компьютерная томография. Операция по восстановлению дна и внутренней стенки глазницы, освобождение тканей из зоны перелома, приведение отломков в анатомически правильное положение и замещение дефекта производится орбитальной титановой пластиной, выполняется под общим наркозом.

Разрез проходит под ресничным краем, после операции практически не остается шрама, он будет похож на косметический шрам после блефаропластики, такой же светлый и неприметный. Данная операция была впервые в республике выполнена на базе РБ№2 –ЦЭМП в 2018 году.

— В случае травмы, как известно, чем раньше обратишься за помощью, тем конечно же лучше, но ведь бывает и так, что обстоятельства не позволяют, как поступить в таком случае?

— Хирургическое лечение травм лица возможно и спустя длительное время. Благодаря оснащенности отделения медицинской вспомогательной аппаратурой – компьютерный томограф, современный инструментарий, расходные высококачественные материалы – титановые пластины и винты разного диаметра и размеров.

К примеру, на днях  была выполнена операция по восстановлению дефекта скулоорбитального комплекса  пациенту после резекции  верхней челюсти в 2006 году, по поводу онкологического заболевания. В то время не было современного инструментария, и человеку приходилось жить с таким выраженным дефектом лица 13 лет. Пациенту была выполнена реконструкция нижней стенки глазницы, частично с переходом на медиальную и латеральную стенки глазницы, с переходом на переднюю стенку верхнечелюстной пазухи, тем самым воссоздан контур лица, приподнято глазное яблоко, устранены рубцовые изменения и птоз — обвисшие в виду дефекта, ткани лица. Данная операция относится к разряду высокотехнологичной медицинской помощи.

Еще один случай – в этом же месяце нами была выполнена операция мужчине, получившему в ДТП тяжелую травму лица еще в 1997 году. В то время еще не существовало реконструирующих операций, и человек практически утратил среднюю зону лица – отсутствуют глаз, нос, переломы скул. Так, посредством установки титановой пластины, спустя 22 года, мы восстановили пациенту нос.

— Сколько пациентов проходит в год через отделение?

— Не менее полутора тысяч. Отделение на 30 коек, плюс 5 коек повышенной комфортности для пластической хирургии, все операции выполняют высококвалифицированные врачи, среднее время пребывания пациента в палате – 7 дней, не месяцами, как может показаться в виду сложности методов лечения челюстно-лицевой хирургии.

— Похоже, все операции требует как минимум, ювелирной точности. Какими знаниями должен обладать челюстно-лицевой хирург?

— Реконструктивная хирургия лица – один из самых сложных разделов медицины, здесь нужно быть всесторонне подготовленным профессионалом: специальность находится на стыке офтальмологии, оториноларингологии, челюстно –лицевой хирургии и нейрохирургии. Наша задача максимально точно собрать костные фрагменты, сделать так, чтобы все функции поврежденных костей были восстановлены, пациент отлично выглядел, мог свободно видеть, дышать, жевать, говорить – в общем говоря, жить полноценной жизнью.

— Благодарю за беседу, Владимир Петрович!

 

Беседовала Алла КЛЕЦКО.

 

 

Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Молния
Топ-10 за месяц
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика