Видео дня
Лента новостей

Глава Якутии Айсен Николаев: "На ВЭФ шли за качеством, а не за количеством"

Глава Якутии Айсен Николаев:  "На ВЭФ шли за качеством, а не за количеством"
18.09.2018 19:05
Якутия подписала на четвертом Восточном экономическом форуме (ВЭФ) более 30 соглашений почти на 3 млрд рублей с крупными компаниями, регионами России и институтами развития. О важных и интересных соглашениях в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал новый избранный глава Якутии Айсен Николаев.

- Айсен Сергеевич, как Вы оцениваете состоявшийся форум? Сколько соглашений и на какую сумму Якутия подписала?

- ВЭФ превратился в глобальную площадку, где страны Северо-Восточной Азии и Россия реально обсуждают глобальные процессы. Очень много участников. Такая динамика форума мне очень нравится.

В этом году мы подписали контракты на 2,9 млрд рублей. Для сравнения - в прошлом году было подписано на 1,8 млрд рублей. Это - огромный рост, и большинство этих контрактов реально воплощается. В этом году тоже шли не за количеством, а за качеством, всего подписано 32 соглашения, часть подписано мною, часть - председателем правительства республики Владимиром Солодовым.

- Какие соглашения Вы можете отметить в первую очередь?

-Например, соглашения, связанные с развитием инфраструктуры республики. Одним из важнейших я считаю подписание соглашения с Дальневосточной энергетической управляющей компании (ДВЭУК) по развитию электросетевого хозяйства Якутии, в рамках которого финансирование составит около 15 млрд рублей. Отдельно выделю строительство линии электропередачи "Сунтар-Нюрба", которое обеспечит качественным и бесперебойным электроснабжением Сунтарский, Нюрбинский, Вилюйский и Верхневилюйский районы. Строительство планируется завершить в 2024 году. Отмечу, что ДВЭУК строит линию за свой счет.

Хотел бы также выделить соглашения, которые мы подписали в рамках развития цифровизации в республики. Это соглашения с Российской венчурной компанией (РВК), Ростелекомом и компанией "ВЭБ-инновации".

С РВК будем развивать проекты по беспилотному транспорту, нейротехнологиям, персонализированной медицине. Одним из первоочередных направлений сотрудничества может стать AeroNet - проект по созданию новой системы обеспечения "северного завоза" беспилотным транспортом.

С Ростелекомом подписано соглашение по дальнейшему распространению волоконно-оптической линии связи, а также других проектов в сфере цифровой экономики: "умный город", телемедицина.

С "ВЭБ-инновации" мы создадим совместный фонд для инвестиций в высокотехнологичные инновационные проекты на территории Якутии. Каждая сторона внесет по 150 млн рублей. С учетом того, как у нас развивается IT-отрасль, это тоже послужит толчком для развития инновационной и креативной индустрии в республике.

-На полях ВЭФ вы подписали меморандум с Японским банком международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation, JBIC). Какие проекты заинтересовали руководство банка?

- Отмечу, что меморандум между Якутией и JBIC это - уникальный документ, плод серьезной и долгой работы. Банк намерен инвестировать в ряд японских компаний, которые работают по реализации проектов в Якутии. Это проекты в электроэнергетике, сельском хозяйстве, инфраструктуре. Считаю, что это - прорывное событие. Причем, банк поднял вопрос о финансировании проектов в Якутии на встрече с руководством России, потому что сотрудничество такого уровня должно идти только по федеральным каналам, а они хотят работать напрямую. Одно это уже говорит, что сотрудничество с Японией идет очень успешно. Я считаю, что Якутия занимает лидирующие позиции среди российских регионов по качеству и разнообразию сфер, в которых мы работаем с японцами.

- Якутия планировала подписать соглашение с корпорацией "Росатом" о разработке малых АЭС для Арктики. Расскажите подробнее.

- Соглашение подписано. Будем отрабатывать вопросы так называемой малой атомной энергетики. Хотя это для Росатома - малая, а для Якутии это - большая энергетика. Станции будут использованы, скорее, не для поселков, потому что поселкам такая мощность и не нужна. Они нужны для реализации крупных промышленных проектов на Крайнем Севере.

К сожалению, многие проекты, которые могли быть реализованы на Крайнем Севере, в том числе, по добыче золота и других полезных ископаемых, совершенно нерентабельны или находятся на нулевой рентабельности именно из-за высокой себестоимости доставки энергоресурсов. Все эти проекты так или иначе завязаны на доставку дизельного топлива. А это - десятки тысяч тонн топлива. Соответственно себестоимость - сумасшедшая, в некоторых случаях может достигать 30-50 рублей за киловатт.

И поэтому очень хорошие проекты, которые могли бы помочь развитию нашего Крайнего Севера, не могут быть реализованы именно из-за этого. Использование таких станций с достаточно дешевой и надежной выработкой электроэнергии способны, на мой взгляд, снова сделать Арктику привлекательной для бизнеса и людей. Попутно можно тянуть ЛЭП от станций в поселки.

- На форуме Якутия презентовала проект строительства моста через Лену. Как Вы оцениваете возможность реализации в среднесрочной перспективе? Не конкурирует ли он с сахалинским мостом?

- Ну, во-первых, если говорить о конкуренции, то наш мост скорее конкурирует с мостами через Обь, Енисей, потому что наш мост мы видим не железнодорожным, а автомобильным. Сейчас нет смысла тянуть отдельную ветку в Якутск и строить железнодорожный вокзал в городе. Тем более Нижний Бестях тоже входит в конгломерат Якутска, а строить два вокзала нерационально.

Во-вторых, если стоимость сахалинского моста оценивается в сумму более одного триллиона рублей, то наш мост - всего в 60 млрд рублей. Подчеркну, что Ленский мост важен не только для Якутии, а для всей страны. Многим он представляется простым ответвлением на Якутск и не более того. На самом деле Ленский мост станет ключевым инфраструктурным узлом Северного широтного транспортного пояса, который объединит три федеральные дороги: "Колыма", "Лена" и "Вилюй", и создаст сквозной транспортный коридор из Китая к Северному морскому пути. Кроме того мост позволит на 30-70% снизить наши затраты на "северный завоз".

Федеральная автодорога "Вилюй" сегодня активно строится, планируется сделать круглогодичное сообщение до Мирного и далее до Иркутска. Сейчас эта дорога существует только в виде зимника, через нее доставляются сотни тысяч тонн грузов, но нет круглогодичной дороги, а она очень необходима. Ведь в зоне действия этой дороги лежат многие нефтегазовые, алмазоносные и золотодобывающие предприятия. Строительство этой дороги послужит мощным толчком для развития всей этой территории.

Я встречался с президентом России Владимиром Путиным, он дал поручение, чтобы правительство вернулось к рассмотрению строительства моста. Ленский мост мы обсуждали и с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом, и с вице-премьером РФ Максимом Акимовым. Мы склоняемся к реализации проекта на основе концессионного соглашения. Несколько компаний уже выразило интерес. На форуме мы подписали меморандум с крупнейшей компанией России в части государственно-частного партнерства - корпорацией ВИС и одному из мировых лидеров по проектированию и строительству мостов - китайской компанией China Railway Construction Corporation (CRCC).

- Еще один крупный проект - это создание территории опережающего развития (ТОР) на северо-востоке Якутии, якорным резидентом которого может стать проект по добыче олова. Расскажите, как идут дела в этом направлении.

- Отмечу, что создание ТОР на севере Якутии, безусловно, нужно. Учитывая наше соглашение с Росатомом о создании малых АЭС, проекты по добыче полезных ископаемых в арктической зоне могут стать очень прибыльными. Уверен, что это вызовет большой интерес у инвесторов.

Но я бы не стал говорить, что этот ТОР должен базироваться на добыче олова. Нужно комплексно изучить всю эту территорию, подготовить хорошее обоснование, а уже потом выходить с предложением на правительство о создании ТОР. На сегодняшний день меня не устраивают те технико-экономические обоснования, которые были подготовлены ранее и качество рассматриваемых инвесторов.

-Как оцениваете финансовое состояние авиакомпании "Якутия", которая в этом отметилась большими задержками рейсов? Сообщалось, что "Якутия" планирует обновить свой парк самолетов.

- Последние годы авиакомпания испытывала финансовые трудности по разным причинам. Отчасти это связано с резким падением курса рубля, которое повлекло проблемы с получением в лизинг новых судов. Сейчас эти проблемы, в основном, мы решили. Финансовая устойчивость компании выросла.

Естественно, что дальнейшая стратегия развития компании подразумевает, что должен быть обновлен самолетный парк. Но есть определенные нюансы. Это - реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) "Аэропорта "Якутск". На период реконструкции только "Боинг 737-700" сможет летать от Якутска до Москвы без посадок. При этом после ремонта ВПП острая надобность в этих самолетах исчезает, потому что экономически они не очень выгодны из-за своей малой пассажирской вместимости. Что в итоге получается?

Авиакомпания вынуждена на два года взять в лизинг самолеты такого типа, чтобы обеспечить полеты на период реконструкции, а потом отдать их обратно. Поэтому с точки зрения финансов, сейчас невыгодно проводить коренное изменение авиапарка, оно станет возможным только после завершения реконструкции ВПП.

Сейчас задача другая, нам нужно взять самолеты, которые на этот период обеспечат полеты до Москвы.

- Из-за ремонта ВПП нет ли риска увеличения цен на авиабилеты?

- Мы будем контролировать, чтобы резкого увеличения тарифов не произошло.

- Есть ли договоренности о поставке газа с газопровода "Сила Сибири" на предприятия и населенные пункты республики?

- Этот вопрос активно обсуждается. У "Газпрома" есть четкое понимание, что газификация населенных пунктов должна проводиться. Я дал поручение по подготовке к газификации тех населенных пунктов, которые лежат по пути следования газопровода "Сила Сибири". После того как будет сделана проектно-сметная документация, мы с Газпромом приступим к реализации поставки газа. Это все надо делать в кратчайшие сроки.

-Северо-Восточный федеральный университет планирует представить инвестиционный проект создания научного центра палеогенетики, который будет заниматься вопросами клонирования мамонтов и изучением генетической истории народов северо-востока России. Ориентировочная стоимость проекта составляет порядка 400 миллионов рублей. Удалось заинтересовать инвесторов?

Создание такого международного центра абсолютно необходимо. Конечно, первичная цель - это клонирование мамонта. Но если даже не получится, то изучение мамонтовой фауны и того периода очень важно с научной точки зрения. В настоящее время мы ведем переговоры с иностранными инвесторами и научными институтами Японии. Есть также интерес у Кореи. Думаю, что вместе с российским научным сообществом найдем какое-то приемлемое решение. Я считаю, что у Якутии есть уникальный опыт в этом вопросе. В случае успеха рассмотрим возможность монетизации.

Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика