- Юрий, вы не так давно сказали, что «политики в России и в Якутии нет, поэтому политиком я себя не называю». А кем?
-Журналист - тоже человек и гражданин, и когда происходят события, связанные с несправедливостью, нарушением прав человека - в том числе на свободу выбора, свободу слова, свободу собраний, - я считаю, что журналист не обязательно должен отстраняться и занимать позу человека, которого это не касается. По поводу политиков, то, по моему мнению, их нет. Это просто люди, которые пришли к власти.
Но есть умные люди, которые ударились в политсистему и очень устойчиво там прижились. Например, Сардана Авксентьева. Я ее уважаю, как грамотного руководителя и простого, открытого человека. Она близка к народу, его проблемами, поэтому половина России пошла за ней. Правда, часто летят камни в ее огород, и это нормально.
Что касается политики - довольно очевидно, что у нас авторитарное государство и свободы политической деятельности нет. Ну да, ты можешь пойти работать чиновником или избраться депутатом от «Единой России». Но оппозиционная политика есть только в виде системных партий КПРФ и «Справедливая Россия», которые мало чем отличаются от «Единой России».
У нас нельзя, как в Европе или Америке, на волне недовольств общества создать новую партию, и из, например, известного журналиста стать депутатом от оппозиции. Есть только уличная история, которая, как мы видим по итогам этого лета, ни к чему не приводит. В целом по всей России прошла большая волна пустых протестов. Это была игра именно для лидеров протеста, которые участвовали в ней - они ведь никуда не прошли. Нет политики - нет политиков.
-Ваш прогноз, как главного редактора и журналиста: какими будут выборы-2021?
-Каждые выборы отражают те настроения, те процессы, которые происходят в обществе в данное время. Вспомните сентябрь 2018 года. Эксперты много раз анализировали итоги голосования и сошлись во мнении, что это были выборы на эмоциях. Во многом справедливых эмоциях людей по поводу повышения пенсионного возраста. Тогда КПРФ показала высокий результат – более 36%, хотя еще в мае того же года ее рейтинг был лишь 15%. И уже в декабре 2018 года он снова вернулся к этому значению. Прошло три года. И люди еще больше озлобились. И сейчас трудно прогнозировать, как пройдут выборы. Народ стал умнее, грамотнее, злее. Могу отметить, что все зависит только от населения и его настроения.
-Есть проблема, журналист пишет материал - общество возмущается или нет. Что изменится, если после этого журналист стал организатором акции протеста на ту же тему?
-От журналистской статьи общество в Якутске еще на улицы не выходило, а вот о протестной акции возмущенного общества журналисты напишут. Я довольно давно работаю в журналистике и не помню, чтобы якутская городская дума и Госсобрание привлекали столько внимания - тем более внимания людей, не работающих в СМИ. Никто из якутян по поводу работы депутатов не выходил на большие митинги. Населения волнуют социальные проблемы, несправедливые законы больше, чем политсистема. И никто у нас в Якутии их журналистов еще не был организатором протестов. И, поверьте, не будет.
-Рекламный рынок бумажных СМИ сократился чуть ли не на 40%. Чем вы привлекательны для рекламодателя?
- Мои издания - «Жизнь Якутска» и «Якутск криминальный» рассчитан на людей всех слоев общества. Это газеты «общего интереса», для семейного чтения. Мы не такие уж плохие клиенты и для рекламной службы. Ниша, безусловно, сложная, заполненная. Ужасно, что все это происходит на фоне кризиса. Но никто еще не доказал, что мои газеты не могут иметь коммерческого успеха.
-Как кризис повлияет на выбор тем?
-«Жизнь Якутска» не ставит своей целью быть трагическим путеводителем по кризису. Мы, скорее, работаем с настроениями людей, и я, как главный редактор, против упаднических настроений, они и без того в избытке присутствуют в обществе. Нужно давать людям горизонт, какой-то ориентир для движения вперед, а не загонять их в угол. Нужно говорить о том, что в любом случае в жизни есть много замечательного и это никуда из нее не ушло, что есть вечные ценности, в конце-то концов, и они от кризиса не зависят. Моя задача, а не обесточить читателя, а придать ему энергию.
-Вам не кажется, что с задачей нагружать людей позитивом неплохо справляются государственные СМИ?
-Знаете, я знаком читателю и как главный редактор, и как человек. Так что никто от меня не ждет фальшивого, дурацкого оптимизма.
-Для завоевания аудитории многие издания вынуждены уходить в «желтуху»…
- Я внимательно слежу за основными еженедельными изданиями. Бульварная массовая пресса тоже бывает высокопрофессиональной. Это во-первых. Второе. Немного желтой краски в общей палитре не помешает, и это свойственно многим изданиям, в том числе и моим газетам. Плохо, когда издание совершенно бесполое и пугается, как старая дева, всего, что связано с этим. Вопрос не в том, что писать, а как об этом писать. Если ты пишешь «желток», как профессионал, как собеседник - это один вариант. Если писать, заглядывая в замочную скважину, другой.
- Что изменилось в Якутске по прошествии многих лет?
-Я до сих пор считаю, что Якутск очень красивый город. И я считаю, есть изменения в лучшую сторону. За последние несколько лет город практически поменял лицо! Стал красивее, моложе, что ли. Больше красивых домов, больше становится дорог. Правда, в основном наши дороги убиты, но ежегодно они расширяются, появились кольцевые дороги. Разве это плохо? Я по воле судеб слышу многие мнения относительно нашей столицы, как положительные, так и отрицательные. Однако не соглашусь с негативом. Да, многого ещё не хватает: детсадов, школ, транспорта, асфальта, переходов.
Но назовите мне хоть один город, село, район, где люди с удовольствием вам скажут, что у них всего достаточно, и они всем довольны. Людям вообще свойственно быть немного бунтарями. Им всегда будет чего-то да не хватать. у Якутска очень сложное хозяйство, никто из мэров с ними не справился, и не справится. Надо быть опытным и умелым хозяйственником.
Что-то пыталась делать Сардана Авксентьева и Илья Мхальчук, но, к сожалению, они ушли. Поэтому вместо того, чтобы ныть и жаловаться на власть, а это у нас в первую очередь, пойди да посади дерево у подъезда. Или там, я не знаю, посыпь песочком гололед вдоль своего дома. Сейчас, я чувствую, в меня полетят камни, но это мое личное мнение: не проси, а сделай. Ну, или хотя бы попытайся. Буквально недавно я напоролся в интернете на чудесную фразу: «Как только ты поймёшь, что тебе НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН, ты станешь совершенно счастливым». Я согласен, что местные власти должны и могут работать больше, оперативнее, качественнее, но ведь и мы тоже можем что-то, правда?
-Политика Ил Дархана вселила в людей надежду на радикальные изменения. Как вы восприняли эти перемены, каким образом новые веяния отразились на вашей профессиональной работе?
-У меня к Айсену Сергеевичу совершенно уважительное отношение. Любопытно, когда он был мэром, местная пресса его критиковала. Иногда без меры – но это понятно. Но когда я попал в затруднительное положение, что часто бывает с частными изданиями, именно он помог нам. Не думаю, что резкая критика власти, в том числе и мои издания, создавали главе региона проблем. Но он не сделал ни одной попытки повлиять на политику газеты. Не могу не быть субъективным, но думаю, что именно Айсен Николаев сделал якутскую журналистику более свободной.
Мое мнение - другого главы нам не надо. Это человек, который действительно работает, делает, что он умеет, его личная оппозиция не всем нравится. В таком случае, вы придите и сделайте сами. Но этого не происходит. Власть, конечно, ругали и будут ругать. Но зачем на него нападать? Он хороший политик, грамотный руководитель, перспективный аналитик. Старается быть ближе к народу, простой, лояльный.
Во время пожаров и по сей день находится с народом. А кто из «диванных» критиков поехал тушить разгулявшееся пламя? Никто. Работать во главе республики во время неутихающих пожаров и пандемии, очень и очень сложно. Ребята, а как бы вы поступали на его месте? Попробуйте сами что-то сделать! Человек работает, дайте ему возможность спокойно делать свое дело. Я к нему очень хорошо отношусь. Это лидер, и он может управлять таким большим регионом.
- Сейчас стало модным утверждать, что в Якутии и в целом в России, нет свободы слова. Вы согласны с этим утверждением?
–Не согласен. Просто в нашей стране, чтобы слышать и говорить, надо иметь смелость, а, чтобы не слышать и не говорить – не надо ничего. Ты можешь писать и говорить о власти все, что угодно. Другое дело, что, если ты говоришь о власти плохо, то и живешь соответствующим образом. Угодливость некоторых СМИ стала экономической категорией. Сегодня выгодно быть лояльным и принимать правила навязанной игры. Так работают именно государственные СМИ. У нас те, кто не любят власть, живут по закону. Остальным делают исключения. Поэтому у нас одни чиновники в тюрьме, другие царствуют и процветают, будучи преступникми.
-Ваши материалы, которые регулярно выходят в газете «Жизнь Якутска», вызывают у коллег и читателей противоречивые чувства: если одним близко то, что вы пишете, то другие считают вас чуть ли не представителем «пятой колонны», который получил спецзадание – подорвать чью-то репутацию. Что бы вы могли ответить и тем и другим?
–Я не хочу отвечать ни тем, ни другим. Ведь я не предпринимаю попытки никому-то понравиться, ни кого-то обидеть. Просто стараюсь передать атмосферу того, что происходит сегодня. Не претендую на какую-то особую истину, и уверен, что каждый нормальный человек волен избирать себе свой источник информации. Еще бы хотелось сказать – в моих материалах нет ненависти. Давным-давно я вывел для себя одну формулу – нужно любить свою родину, где родился и вырос. Я люблю свою Якутию, независимо от того, кому она на данный момент принадлежит.
И, несмотря ни на что, останусь тут жить, хотя возможность уехать в другой регион на ПМЖ есть у меня всегда. Многие наши коллеги давно переехали. А я не хочу, это моя родина, моя жизнь. Хотя многие считают, что в нашей республике и в столице будет хуже и прочее, но все же я надеюсь, что какой-то разворот рано или поздно у нас произойдет. Потому что мне кажется, что якутяне заслужили более адекватной власти и достойной жизни. Все будет хорошо!
Беседовал Владислав ГОРИН.





