Бодрый рапорт министра таранспорта и дорожного хозяйства республики Владимира Сивцева о том, что проект Ленского моста "находится на стадии активного строительства, и его реализация проходит в соответствии с утверждённым графиком" не смог повлиять на общее настроение: реальная ситуация с этим проектом может стать патовой для республики, финансовое положение которой и без того вызывает тревогу.
Пресс-служба Ил Тумэна в отчете с заседания информирует, что стоимость строительства Ленского моста выросла до 174,8 миллиарда рублей(и это, надо полагать, не предел). 65 млрд рублей обещает выделить федеральный бюджет, 27,3 млрд - республиканский бюджет. А 82,5 млрд рублей привлечет частный инвестор, которому потом деньги нужно будет вернуть, подчеркивает телеграм-канал "Торбозное радио". Федералы пока что выделили всего лишь 1,3 млрд рублей. При этом, на строительство Ленского моста из федерального бюджета предусмотрено в 2026, 2027 и 2028 годах 43 миллиарда рублей. В этом году республиканский бюджет должен выделить на строительство моста 9,6 млрд рублей, но по факту в бюджете предусмотрено только 4,8 млрд рублей, поэтому 4,7 млрд рублей хотят привлечь в качестве казначейских инфраструктурных кредитов.
Группа «ВИС» вкладывает в строительство деньги, которые получает в качестве кредитов у Сбербанка, но кредитование банком идет с трудом, потому что республика несвоевременно выделяет свою долю на строительство моста. Тем самым, выходит, что кофердамы в этом году не спустили на воду из-за проблем с финансированием стройки, предположил ТР.
Сейчас «ВИС» ожидает одобрения кредита от Сбера на 5 млрд рублей. На 2026 и 2027 годы в бюджете Якутии на строительство моста предусмотрено всего лишь... 37 миллионов и 385 миллионов рублей соответственно. Поэтому власти будут думать, где взять деньги в ближайшие три года. На казенном языке звучит так: «будет проводиться работа по изысканию средств регионального капитального гранта».
Депутат Владимир Фёдоров выразил обеспокоенность по поводу финансирования строительства Ленского моста, отметив, что стоимость проекта постоянно растёт, и выразил сомнения в обоснованности расходов, особенно на выкуп 153 земельных участков за 850 миллионов рублей. Он предположил наличие коррупционных схем и призвал к тщательной проверке, отказавшись голосовать за выделение средств без анализа.
Депутат Александр Атласов выразил тревогупо по поводу того, что Группа «ВИС» не дает четкой информации, откуда она как частный инвестор изыщет 82,5 млрд рублей.
Депутат Елена Голомарёва подчеркнула, что, несмотря на важность строительства моста, республика не должна забывать о социальных обязательствах. Она отметила, что средства из дорожного фонда уже идут на зарплаты, а субсидии на транспорт пока не найдены. Парламентарий указала на высокие тарифы на авиаперелёты и проблемы с продовольствием, напомнила о банкротстве авиакомпаний из-за отсутствия субсидий и недостаточном финансировании продовольственной политики. Депутат считает, что перед выделением средств на мост нужно решить вопросы бюджета и социальных проблем.
Парламентарий Алексей Колодезников уточнил, что проблемы с дорожным фондом связаны с бюджетным процессом, а не с мостовым переходом. Он призвал чётко определить источники финансирования на 2026 год, так как до конца года осталось мало времени, и выразил обеспокоенность сложностями из-за отсутствия уточнений бюджета.
Депутат Василий Николаев вразил уверенность, что стоимость моста еще вырастет и выразил сомнение в верности использовании средств дорожного фонда на мост, так как это все равно не покроет всех нужд, а дорожники уже столкнулись с задержками выплат. Он призвал защитить средства фонда, указав, что в Якутске на дороги было потрачено 13 миллиардов рублей, и привёл пример с улицей Лермонтова, ремонт которой отменили из-за нехватки средств.
Подводя итоги расширенного заседания, председатель постоянного комитета Павел Петров сообщил, что в течение 7 дней будет принято решение о формате следующего заседания с участием представителей исполнительной власти. И пообещал, что "вопросы финансирования строительства Ленского моста будут рассмотрены более детально".
Мораль сей истории: не суйся в воду не зная броду. Начали строить Ленский мост, понадеясь на волшебное авось. И только потом стали подсчитывать, во сколько он обойдется республике... Теперь впору хвататься за голову.





