Действующие лица или фигуранты уголовного дела:
-Игорь Ткаченко – долгое время руководил Департаментом жилищных отношений (ДЖО) Якутска. В 2018 году, после смены власти в мэрии, уволился. В феврале 2019 года Ткаченко возглавил новую Республиканскую структуру, отвечающую за реализацию в регионе федеральной программы «переселения граждан из ветхого и аварийного жилья»;
-Арагац Папоян – руководитель ООО «Оптима – Строй», действующего на территории республики с 2003 года (позже данное ООО сменит название на «ООО Специализированный застройщик Оптима-Строй»). «Оптима-Строй» — постоянный контрагент Департамента жилищных отношений Якутска и Дирекции жилищного строительства Якутии. Также основным заказчиком для Арагаца Папояна является МКУ «Главстрой» ГО «г. Якутск» На счету компании 89 госконтрактов, заключенных по 44-ФЗ, на сумму более 3 млрд рублей;
-Петр Потапов – в период с апреля 2019 по июнь 2021 г. начальник отдела мониторинга ГКУ РС (Я) «ДЖС», он же индивидуальный предприниматель и на 50% бенифициар ООО «Альфа Кондор»;
-Игорь Напалков – один из учредителей, директор строительной фирмы ООО «Альфа Кондор» (на момент нашего расследования содержится в СИЗО).
24 января 2023 года СК России по Республике Саха (Якутия) было возбуждено уголовное дело в отношении Арагаца Папояна по факту дачи взятки должностному лицу (статья 291 УК РФ). Раз речь идёт о даче взятки, то должен быть кто-то, кому эта взятка предназначалась, логично? Тогда же, в отношении бывшего начальника отдела мониторинга ГКУ РС(Я) «ДЖС» Петра Потапова и неустановленных должностных лиц было возбуждено уголовное дело по факту получения взятки в особо крупном размере ( ч. 6 ст. 290 УК РФ).
Позднее одним из «неустановленных лиц» окажется директор ДЖС Игорь Ткаченко, привлеченный в феврале 2023 г. в качестве обвиняемого по ч.6 ст.290 УК РФ.
В июне 2023 г. к данному уголовному делу присоединено еще одно уголовное дело, возбужденное в отношении Игоря Напалкова, по обвинению в посредничестве при получении взятки.
Итак, с основными действующими лицами и в чем их обвиняют, мы разобрались.
Корреспонденту «Криминальной Якутии» удалось взять комментарии у одного из фигурантов уголовного дела и у адвокатов.
Как Петр Потапов от налогов уходил
Вот что рассказал корреспонденту «КЯ" Пётр Потапов:
-Я был начальником отдела мониторинга в Дирекции жилищного строительства. Должность «винтика в системе», не обладающего организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Вообще, как начальник отдела мониторинга, я не влиял на взаимоотношения застройщика и генподрядчика, это все согласно нормам Гражданского кодекса и Градостроительного кодекса РФ. Так как я не был госслужащим, законодательно мне было не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Организовали ООО «Альфа Кондор» с учредителями Напалковым И.С. (50%) и Потаповой А.А. (50%), где я являюсь бенефициаром (что также не запрещено действующим законодательством).
Мы (ООО «Альфа Кондор»), выиграли земельный участок, получили от администрации Алдана аварийный жилой фонд, запроектировались. После стали смотреть аукционы на сайте, которые проводило ГКУ Центр закупок РС (Я) по покупке квартир в строящемся доме согласно ФЗ – 44. И параллельно, с осени 2020 года начали вести переговоры с Арагацем Сергеевичем Папояном, как с будущим подрядчиком, обсуждать какой будет дом и так далее. Зимой 2020-21 гг., я, Игорь Напалков и Арагац Папоян встретились, чтобы обсудить стоимость генерального подряда. Изначально сумма была в 160 млн. рублей, и объект - жилой дом на 62 квартиры в городе Алдане должен быть передан «Альфа Кондор» к декабрю 2021 года согласно проектной документации. С чистовой отделкой квартир под ключ. Арагац согласился. Параллельно мы обсуждали, что наше фиксированное вознаграждение, то есть прибыль от предпринимательской деятельности, должно примерно составить 15 млн. рублей с этого объекта.
В феврале 2021 года я зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, что также законом мне не запрещено. Вид деятельности – строительство. Признаю, что с целью снизить налоги от получаемого вознаграждения (вместо 6% на 2 %) я прописался в арктическом районе республики.
В банке, который контролирует обособленные счета, нам пояснили, что так как у нас будет генеральный подрядчик, то именно он должен закупать все материалы и привлекать субподрядчиков для строительства дома. Поэтому заключать договор напрямую между ООО «Альфа Кондор» и ИП Потаповым П.А. не представляется возможным, т.к. оплата через банк не пройдет, по причине обособленного банковского счета. Был один выход, я поехал к Папояну и объяснил ему ситуацию. Он сказал, что посоветуется с бухгалтером и если все хорошо, то он не против увеличить на 15 мл. рублей контракт и эти 15 млн. рублей перевести мне как ИП Потапову по договору подряда. Этим самым, мы получали свою прибыль до сдачи дома в эксплуатацию, уменьшали налогооблагаемую базу ООО «Альфа Кондор» от налога на прибыль и имели в наличии денежные средства на случай форс-мажорных обстоятельств, которые часто возникают при строительстве (удорожание материалов, недобросовестность подрядчиков, кражи с объектов стройматериалов и т.д.).
В части договора на 15 млн между ИП Потаповым и ООО «Оптима – Строй» хочу немного уточнить мотивы заключения данного договора. Сумма договора в размере 15 млн рублей: изначально предполагалось, что это выручка «Альфа Кондор» как заказчика строительства, ну, и соответственно, так называемый «резерв заказчика». Однако потом, из-за несвоевременного выполнения своих обязательств со стороны Арагаца Папояна, из указанной сумму фактически были понесены затраты на строительство указанного объекта, то есть как я указал выше, случились форс-мажорные обстоятельства.
В последующем, от полагающегося мне вознаграждения в 50 % (в размере 7400 т.р.) я, с согласия Игоря Напалкова, приобрел дом с расчетного счета ИП в Сбербанке, остальная сумма – 2,4 млн рублей была израсходована мною и Напалковым И. на оплату строящегося объекта в посёлке Хатыми.
В общем итоге мне на расчетный счет пришла сумма в размере 9,8 млн рублей, так как мы с Напалковым И.С., как ООО «Альфа Кондор» оплатили Папоян А.С. аванс, то есть часть из 160 млн, то и мне он как ИП оплатил он лишь часть из 15 млн.
В последующем с ноября 2021 г., когда Арагац почти заморозил объект по не понятным нам причинам, я зп эти деньги, неся фактические затраты, привлекал бригаду, чтобы дом был сдан в срок. Ребята в основном делали кладку наружных и внутренних стен, это могут подтвердить все работники, в том числе бригадир и другие подрядчики. На этот объект я приезжал каждую неделю, чтобы вести визуальный осмотр хода строительства. С лета 2021 года и весь 2022 г. Почти каждую неделю я был там, ездил на своей машине, либо на поезде в ледоход и ледостав в качестве представителя руководителя «Альфа Кондор», неся определённые затраты.
Начиная с осени 2021 года мной лично (за подписью директора «Альфа Кондор» Игоря Напалкова) неоднократно в адрес ООО «Оптима-Строй» Арагацу Папояну направлялись претензии с описью вложенных документов, с требованием ускорить темпы строительства (данные документы были изъяты в январе в ходе обыска), однако результатов не было. В связи с этим с весны 2022 года мы были вынуждены финансировать стройку сами, а с Папояном подписали допсоглашение по уменьшению стоимости генподряда. Кроме того, на каком-то этапе Арагац попросил нас, чтобы мы перевели деньги не на счёт «Оптима-Строй», а на счёт «Оптима-Строй Сервис». Мы с Игорем Напалковым пошли ему навстречу, перезаключили договор и часть денег оплатили «Оптима-Строй Сервис».
Ни о каком другом умысле речи никогда не было, кроме как получения своих заработанных денег и уменьшения налогооблагаемой базы ООО «Альфа Кондор».
Я несколько раз по телефону сообщал Ткаченко И.В. о ситуации с ходом строительства.
Оставшаяся сумма, в размере 5 млн 200 т.р. от 15 млн рублей, была переведена мне от «Альфа Кондор» по договору подряда в январе 2023 года, перед моим задержанием, что свидетельствует о том, что это вовсе не взятка, а уменьшение налогооблагаемой базы «Альфа Кондор» и получение прибыли от предпринимательской деятельности.
Я изложил следственным органам, все как было: откуда взялись эти 15 миллионов, цели и мотивы увеличения договора на 15 млн рублей. Ведь по сути, я из одного своего кармана - «Альфа Кондор», переложил в другой – ИП Потапов П.А. свои законно заработанные денежные средства, но органы следствия расценили это почему-то как взятку.
Относительн показаний Папояна А.С. и его «придуманного» досудебного соглашения о сотрудничестве могу сказать, что он видимо пошёл на такой шаг, оговорив себя, меня и других, из-за давления на него со стороны сотрудников, боязни потерять бизнес. Есть ещё один нюанс: как мне стало известно на сегодняшний день, он совершил другое преступление – дача взятки сотрудникам технадзора, которое ему в вину не вменяют. Полагаю, что в этом и заключается настоящее соглашение между ним и сотрудниками. То есть оговорить меня в надуманном преступлении и тогда его освободят от ответственности за действительно совершенное преступление. Из этого я могу обоснованно предполагать, что основная цель правоохранителей в данном случае, это не борьба с коррупцией, а «убрать» по неизвестным мне причинам руководителя ДЖС Ткаченко И.В.
Арагац Папоян в этой ситуации – способ достижения чьих-то целей, а я и Напалков И.В. как придатки, то есть получается «лес рубят, щепки летят». И кстати, могу дополнить, что после привлечения к уголовной ответственности Ткаченко И.В. и как следствие - его увольнения с должности руководителя ДЖС, существенно снизились показатели по реализации федеральной программы «переселения граждан из ветхого и аварийного жилья».
Комментарий адвоката Александра Каркавина:
-В данной ситуации отсутствует вообще событие преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ. Полагаю, что следственные органы вообще преждевременно возбудили уголовное дело по ст. 290 УК РФ.
Каких-либо прямых, допустимых и убедительных доказательств того, что Потапов П.А. и Ткаченко И.В. получили взятку, в деле просто нет. По моему мнению, показания Папоян А.С. абсурдны и противоречат фактическим обстоятельствам. Также считаю, что заключенное между Папояном А.С. и прокурором досудебное соглашение о сотрудничестве является лишь способом получить нужные следствию показания, чтобы обвинить Потапова П.А., Ткаченко И.В. и Напалкова И.С. в коррупционных преступлениях. Этому подтверждение такие факты, как к примеру, Папоян А.С. на очных ставках с Потаповым П.А. и Ткаченко И.В. свои показания читал по бумаге, а при просмотре имеющихся в деле видеозаписей его допросов видно, что следователь задает ему вопросы, в которых уже фактически содержатся нужные ответы и т.д. Но не буду дальше излагать свое видение и факты, свидетельствующие об отсутствии события преступления и допущенные нарушения, поскольку в дальнейшем это может явиться предметом судебного заседания при рассмотрении уголовного дела по существу.
-Александр Владимирович, выходит, что по вашему мнению заключенное между Папояном А.С. и прокурором досудебное соглашение о сотрудничестве это какая-то фикция?
- Я полагаю, что это примерно так и есть. Об этом я два раза с письменными жалобами обращался в прокуратуру Республики Саха (Якутии) в январе 2024 г., до того, как было утверждено обвинительное заключение в отношении Папоян А.С., но почему-то в установленные УПК РФ сроки ответов так и не получил.
Рассказать более подробно обстоятельства дела, как о наличии, либо отсутствии в нем доказательств виновности фигурантов, адвокат Каркавин отказался, сославшись на то, что это будет предметом судебного разбирательства при рассмотрении судом уголовного дела по существу.
Супруга Игоря Ткаченко: Моему мужу не дают лечиться!
А что же с Игорем Ткаченко?
Вот что рассказал нашему корреспонденту адвокат Игоря Ткаченко Пётр Савостин:
-В настоящее время следствие окончено и мы с Игорем Васильевичем заканчиваем знакомиться с материалами уголовного дела.
Следствие инкриминирует Ткаченко И.В. получение в 2021 году взятки в виде денежных средств в размере 9,8 млн.рублей, к которым, как видно из материалов дела, он не юридически, ни фактически не имел и не имеет никакого отношения. Указанные средства израсходованы ИП Потаповым П.А. по своему усмотрению на оплату подрядчикам, покупку недвижимости. Сам Папоян А.С. каких-либо денежных средств Ткаченко И.В. никогда не передавал.
За период с 2020 по январь 2023 г. по результатам многочисленных ОРМ, исследования выписок по счетам большого круга лиц, изучения имущественного положения Ткаченко И.В., фактов получения им каких-либо сумм денежных средств, либо расходов на указанные суммы установлено не было.
После возбуждения в январе 2023 года уголовного дела, был задержан директор ООО «Оптима-Строй» Папоян А.С. Изначально Папоян А.С. вину не признавал, на момент водворения в ИВС был болен, представил медицинские документы, в присутствии своих адвокатов просил отложить производство следственных действий.
Однако на следующий день, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, находясь в ИВС Папоян А.С. в присутствии другого адвоката признал вину и фактически не сообщив ничего нового, заявил, что вышеуказанные денежные средства в размере 9,8 млн.рублей перечисленные в 2021 г. со счета ООО «Оптима-Строй» на счет ИП Потапова П.А. являлись ничем иным, как взяткой и для Потапова, и для Ткаченко.
Еще через день после дачи Папоян А.С. признательных показаний, с ним заключили досудебное соглашение.
В дальнейшем на следствии Папоян ничего нового так и не сообщил. Полагаем, что уголовное дело в отношении Папояна выделено незаконно, с целью смягчить его участь и обеспечить наличие в отношении Ткаченко изобличающих показаний.
Это мнение адвоката. Аналогичной точки зрения придерживается и супруга Ткаченко Татьяна Леонова. Она уверена в невиновности мужа, но серьёзно обеспокоена состоянием его здоровья:
-Игорь Васильевич 9 месяцев содержался в СИЗО, откуда был освобожден по состоянию здоровья, поскольку нуждается в лечении. Он сейчас на домашнем аресте, но несмотря на все имеющиеся справки, следователь не разрешает ему лечиться. Звучит абсурдно, но это так и есть. После помещения под домашний арест, следователь забирал Игоря к себе в кабинет в 9ч утра и держал там до 18ч. Это происходило даже тогда, когда наш адвокат был занят и не мог присутствовать. Он ставил следователя в известность об этом, но тот просто все игнорировал. Держал мужа у себя даже в обеденное время! А ведь у него высокое давление, сахарный диабет и плюс ко всему этому подозрение на онкологию. Муж очень плохо чувствовал себя после такого «интенсивного общения» со следователем. Несколько раз мы были вынуждены вызывать ему «скорую». Игорь должен проходить обследование в онкологическом отделении, но следователь ему не разрешает. Чтобы поступить в стационар, необходимо направление врача. Без этого направления даже «скорая» не забирает. Но для получения направления нужно пойти в свою поликлинику, а следователь не даёт разрешения на выход из дома для посещения поликлиники. Не даёт и все, хотя у нас есть все документы, что Игорь Васильевич нуждается в лечении. Вот такой замкнутый круг.
В силу своего характера муж стоически всё переносит, но я не могу спокойно относиться к этому беспределу, не хочу потерять мужа из-за прихоти следователя! Обо всем этом мы писали в прокуратуру, но безрезультатно. Поэтому я через газету хочу обратиться к Уполномоченному по правам человека в РС (Я) Сардане Гурьевой с просьбой о помощи. Нет, я не прошу вмешательства в ход уголовного расследования, но хочу, чтобы она остановила беспредел следователя, чтобы мой муж получал медицинскую помощь и лечение в соответствии со своим диагнозом. Право на медицинскую помощь – это право каждого человека!