«На нее никто не обращает внимания, помогите!» — обратились к уполномоченному по правам человека в Якутии 27 августа неравнодушные жители. В тот же день сотрудник правозащитного органа совместно с сотрудниками МВД выехали с проверкой.
Одна из жительниц 17 квартала сообщила, что впервые увидела женщину еще прошлой зимой. «На улице была зима, холод. Она была в тапочках, раздетая. В кофточке была, и видно, голодная. Я ее накормила, стала с ней разговаривать. Она сказала, что из дома какого-то убежала. Не знаю, может, больной человек, может, философствовала. Дала ей куртку зимнюю, кто-то ей обувь дал — мы ее одели здесь», — рассказала она.
Она добавила, что с тех пор стала временами замечать эту женщину, бродящую по улицам. «Она периодически показывается, иногда в чистых вещах. Вроде как ее отмывают, очищают, одевают. А потом что? Она беспризорная. Вся грязная: и в луже, и везде валяется и ходит грязная. Кто что даст, то она и пьет, и ест».
По ее словам, позже выяснилось, что женщина проживает в соседнем доме. «Ко мне приходили жильцы. Сказали, что у нее там какая-то комната есть, что она там постоянно по трубе стучит и несколько раз хотела дом поджечь. Они ее хотели увезти куда-то, в какой-то приют или куда. Не знаю, увозили или не увозили».
Другая неравнодушная жительница квартала рассказала, что уже обращалась за помощью в управу округа. «Я знаю ее с мая месяца. Обращалась в округ, сказали: „Примем меры“. И сказали мне везти ее в „Тирэх“. Туда ездили, а она отказывается заходить».
По названному очевидцами адресу места жительства женщины никого не оказалось. Сотрудник аппарата уполномоченного по правам человека в Якутии вместе с участковым застали женщину у одного из магазинов в 17 квартале.
«Я лучше на улице погуляю. Не надо мне помогать. Я сама уйду, я к матери уйду», — с горечью произнесла женщина.
Она рассказала, что у нее нет документов. На вопрос, есть ли у нее родственники, ответила: «Сестра есть, братья и племянники».
«Сестра ей не помогает. Рядом живет. Ее видит — ругает, не принимает. Раньше, говорит, помогала, а теперь не будет», — сообщила одна из неравнодушных жительниц.
Женщина вела себя неадекватно: ходила по проезжей части, бросалась под машины и прилюдно снимала с себя одежду.
«По информации сотрудников МВД, данной гражданке не раз вызывали скорую помощь, но, со слов врача ЯРПНД, ввиду отсутствия документов, устанавливающих личность, врачи Якутского республиканского психоневрологического диспансера ее не принимали. Со слов участкового уполномоченного полиции, ранее он вызвал скорую помощь и ему пришлось в течение полутора часов ждать бригаду, при этом еле удерживая рвущуюся на свободу женщину. Но он так и не дождался медиков, и ему пришлось покинуть место в связи с поступлением оперативного вызова», — отметили в аппарате уполномоченного по правам человека в Якутии.
Омбудсменом было принято решение вызвать бригаду скорой помощи и доставить женщину в психоневрологический диспансер для госпитализации и установления состояния ее здоровья. Увидев женщину, которую привезли на скорой, дежурный врач ЯРПНД эмоционально произносит: «Фу, что это за ужас?» Один из врачей узнает ее: «Она в 17 квартале ходит постоянно», — говорит он. Другая, приглядевшись к ней, произносит: «Вспомнила. Мы зимой же ее брали. Точно, это она».
Больная просится на улицу: «Отпустите меня на улицу. Я на улицу хочу. Мне на улице хорошо. Пожалуйста», а врачи между собой обсуждают ее жизнь и судьбу. Спустя несколько минут она их перебивает: «Можно в туалет?» На что один из врачей отвечает: «Да под себя же ходишь стоишь». Но после указаний дежурного врача все же отводит ее в уборную.
Дежурный врач ЯРПНД Александр Григорьев не желал госпитализировать женщину без документов. На вопрос, может ли адекватный человек вести себя так, как она, ответил: «У нас свободная страна».
«Для таких есть специальные учреждения. По идее, ее место сейчас в психоневрологическом интернате, понимаете? Есть центры реабилитационные, куда ее можно положить. Мы острое состояние ей продиагностируем, осмотрим, алкогольную интоксикацию снимем, если есть. Но, скорее всего, весь процесс, который патологический в мозгу у нее произошел… Скорее всего, уже все — кистозно-атрофические изменения. Скорее всего, коры больших полушарий, ну, мало что от них осталось», — утверждает дежурный врач ЯРПНД Александр Григорьев.
После длительных уговоров сотрудником аппарата омбудсмена принять больную в учреждение и оказать ей необходимую медицинскую помощь врач соглашается и госпитализирует женщину.
«Врач не может сразу принять человека. Он должен ее посмотреть, поговорить, определить показания, противопоказания, определиться, есть ли добровольно-информированное согласие, потому что к нам больные поступают только с согласия. Есть случаи, когда человека можно госпитализировать без его согласия, но это связано с его опасностью для себя и окружающих. То есть либо он агрессивный, опасный, либо он пытается или говорит о том, что хочет покончить с собой. Причем для этого должны быть письменные доказательства. Потому что в дальнейшем обращаемся в суд с заявлением, а судья у нас требует доказательств. Просто на словах никто никому не верит. Насколько я знаю, у нее ни того, ни другого не было: ни опасности для себя, ни опасности для окружающих. Поэтому речь шла только о добровольной госпитализации», — прокомментировал ситуацию главный врач Якутского республиканского психоневрологического диспансера Олег Припузов.
Также он высказал свое мнение по поводу поведения врачей. «При этом всём присутствовали сотрудники скорой медицинской помощи. Они не наши сотрудники, они относятся к Станции скорой медицинской помощи. Наши категорически отказываются. Если у кого-то есть какие-то претензии, он должен написать письменное заявление, все это расписать, подписаться, указать свои паспортные данные, и мы на основании этого официального заявления будем проводить расследование», — сказал главврач ЯРПНД Олег Припузов.
По информации аппарата омбудсмена, МВД в рамках своих полномочий в безотлагательном порядке оформит документ, устанавливающий личность женщины. Работа по определению ее дальнейшей судьбы будет продолжена в рамках социально-благотворительной акции «Путь к дому». Ситуация находится на особом контроле уполномоченного по правам человека в Якутии.
«Подытоживая данный инцидент, хочется обратить внимание на отсутствие согласованных действий уполномоченных органов, отсутствие законодательно установленных правил по оказанию помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации не по своей воле и желающим вернуться к нормальной жизни. В цепочке действий происходят сбои, которые вызваны непониманием, безразличием, некомпетентностью должностных лиц и работников, и другими факторами, создающими волокиту и бюрократию. Между тем никто не застрахован от трудностей и болезней, от мошенников и бандитов, от равнодушия и обмана.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. И каждый, кто занимает должность в бюджетной организации и получает за свою работу установленную плату из государственного бюджета, представляет собой государство и обязан соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в рамках своих компетенций», — заключила уполномоченный по правам человека в Якутии Сардана Гурьева.