По мнению одних, то, что инцидент спровоцировал нездоровую радикальную реакцию общества и вызвал резкий скачок ксенофобии – это недопустимо. Однако другая часть общества считает, что агрессивная реакция якутян в чем-то обоснована, и что только так – демонстрацией грубой силы – можно дать понять приезжим – кто в доме хозяин.
Своё мнение о ситуации решил высказать первый заместитель главы Якутска Владимир Федоров. По мнению Федорова, язык силы должен быть другим.
- Ситуация с преступлением в отношении женщины должно быть осуждено по всей строгости закона и это не подлежит обсуждению. Другой вопрос, почему эту ситуацию так выворачивают, - вот это вызывает опасения. Я за то, чтобы в нашем городе, в нашем доме, в многонациональном городе безопасность каждого человека была на первом месте. Все жители города, независимо от национальности и вероисповедания, должны понимать, что мы – одна семья, и должны жить в согласии и гармонии. Якутск всегда был многонациональным городом, и здесь живут самые разные народы, а не только саха и русские, причем многие родились здесь – Якутск для них родной город.
Что касается национальных диаспор, то все они должны взять ситуацию под контроль, провести работу над ошибками, выяснить – кто эти люди, при каких обстоятельствах это произошло, чтобы впредь такого больше не повторилось.
- Что можете сказать насчет того, как сейчас развивается ситуация? Имеется ввиду радикально настрой, который сейчас царит в городе, республике.
- Насчет радикальных настроений – нужно признать, что сейчас мы находимся на грани. Между тем преступления подобного рода, к сожалению, в городе и республике это не единичный случай, не редкость, но наибольший резонанс вызвал именно этот случай с участием гражданина Средней Азии.
- Возможно, преступление, совершенное гражданином Киргизии, послужило катализатором недовольства, которое и так зрело.
- Да, меня тоже беспокоит неподобающее поведение людей, работающих в маршрутках. Как они себя ведут, как ездят, нарушая правила дорожного движения. Но давайте посмотрим, что можем сделать мы, чтобы этого не происходило – как мы сами себя ведем. С себя тоже надо начинать. Но ломать овощные ларьки, выбивать стекла в автобусах, запугивать мигрантов – это не решение вопроса. Сегодня у меня техника не вышла на уборку снега, поскольку люди – таджики, киргизы – были запуганы. Их не так много, но они обеспечивают нам определенный запас прочности. Работают в управляющих компаниях, на подрядных работах в городском хозяйстве. Все оформлены в рамках закона.
«Да, мы тут хозяева, но это в том числе налагает на нас ответственность. Мы сами должны показать пример хорошего поведения»
- Органы внутренних дел, службы, обеспечивающие правопорядок, должны достаточно жёстко разбирать радикальные проявления в рамках правового поля, пресекать это на корню и не допускать впредь. Но что сделать для того, чтобы сбавить этот самый радикальный настрой общества?
- Мы сами должны показать, что в нашем многонациональном городе мы уважаем приезжих с других республик, при этом призываем их соблюдать наши сложившиеся традиции. Конечно, можно посадить на самолеты, фургоны и вывезти отсюда, но это не решение проблемы. Сегодня республика и так прославилась на всю Россию своими радикальными настроениями, но мы не такие – мы не радикалы.
Да, мы тут хозяева, но это в том числе налагает на нас ответственность. Мы сами должны показать пример хорошего поведения. Если я хозяин, а ты гость, и я у себя дома мусорю и матерюсь – ты тоже начнешь так себя вести. Мы должны сами стать более культурными, более уважительными, более высокоэтичными людьми. Думать не о том, как кого-то проучить, а о том, как нам дальше с друг с другом сосуществовать – думать о будущем. Моему роду в Якутии 300 лет. Я, мои дети, моя семья жили, живем и будем жить здесь. И я, как хозяин этой земли, должен быть гораздо рассудительней, гораздо выше всех выпадов в мой адрес. Я должен показывать пример, и гости приезжие – они ведь все видят. Они ловят сигналы, как мы себя ведем. И делают вывод.
- Есть мнение, что восточные народы понимают только язык силы. Если начнешь с ними «культурничать» – сочтут за слабость. Люди в этом числе действовали исходя из такой логики.
- Это лишь эмоции. Приведу пример. В 1988 году я поехал со своими сослуживцами в Грузию. Помню, сидели в ресторане, и там были грузинские девушки. Мы с девушками стали общаться, а один парень грузин, видимо, приревновал и сказал мне на русском языке: тебя я замочу, а её в горах не найдут. Когда он так сказал, к нему подошли другие грузины и сказали: ты почему так ведешь себя с гостями? Тут взял слово хозяин ресторана – старик грузин и приказал: все встали и вышли на улицу, никаких тут у меня разборок! Все послушно, без пререканий встали, вышли на улицу – но драки не было. Грузины мирно урегулировали этот вопрос. Они сказали этому парню: ты что тут устраиваешь – это же гости! Потом мы все сели за стол, они угощали нас грузинским вином, шашлыком, фруктами. И я про них подумал: какой сильный народ! Ведь они бы могли нас смести толпой. Именно в этот момент у меня проснулось уважение к этому народу.
Поэтому нужно сделать так – прийти в тот же ларек, но не сказать – «эй, ты!», а вежливо попросить его: пожалуйста, будь вежлив, привози хорошие овощи, уважай наши традиции, принимай наши правила – и мы с тобой будем жить в мире и согласии на моей земле. Я уверен, что это будет куда эффективнее, чем кидаться ему фруктами в лицо – тогда они действительно нас зауважают. Потому что увидят, что мы сами себя уважаем.
Также, пользуясь случаем, я бы хотел призвать граждан, приехавших работать в Якутск, в частности, из стран Ближнего зарубежья – пожалуйста, сохраняйте этику. Давайте сохранять уважение к месту, куда вы приехали работать и жить! И все будем стараться вести себя достойно.