Напомним, 28 ноября прошлого года в мэрию Якутска с обысками нагрянули сотрудники ФСБ. Они произвели выемку документов у "Агентства культуры и художественного образования" ГО Якутск». Заинтересовавшись этим фактом, мы произвели собственное расследование, пользуясь открытыми источниками.
В частности, выяснилось что, по данным ИАС Seldon, Агентством культуры и художественного образования с 2011 года в качестве заказчика заключено 575 муниципальных контрактов на общую сумму более 340 млн рублей, из которых 522 муниципальных контракта заключены… без проведения торгов, а именно с организациями и ИП как с единственно возможными поставщиками услуг.
Большинство этих контрактов было заключено Агентством со ссылкой на пункт 17 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, позволяющей подобное без торгов - театрам, учреждениям и юридическим лицам, осуществляющим концертную или театральную деятельность.
Кроме того, в статье был приведен ряд закупок, представляющих интерес с точки зрения соответствия цены контрактов реальной стоимости услуг. Например, заключение 14 декабря 2017 года с ИП Фоминой без торгов договора на организацию и проведение мероприятия «Встреча Главы с общественностью» за 443 000 рублей, из которых только аренда двух костюмов - Чысхаана и Хаарчааны - обошлась бюджету в 67 000 рублей, не считая услуг аниматора.
Из полученного ИА SakhaNews ответа за подписью заместителя прокурора города Якутска Калинина Н.Е. следует, что согласно выписке из ЕГРЮЛ Агентство осуществляет деятельность в области отдыха и развлечений, из чего следует, что Агентство вправе заключать без торгов контракты с единственными поставщиками со ссылкой на п.17 ст. 93 Закона о контрактной системе как юридическое лицо, осуществляющее концертную и театральную деятельность. Таким образом, нарушений в этой части прокуратура не усмотрела.
Однако, все же прокуратура выявила нарушения закона в действиях руководства Агентства. Так, согласно требованиям Закона о контрактной системе годовой объем закупок без торгов у учреждения, осуществляющего концертную деятельность, не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей, в то время как годовые объемы закупок Агентства без конкурентных торгов составляли многократно больше. Кроме того, прокуратурой было установлено, что руководство Агентства при заключении контрактов с единственными поставщиками не обосновывало документально нецелесообразность использования иных способов определения поставщиков (аукцион, конкурс), а также не обосновывало цену и иные существенные условия контрактов.
Эти нарушения и послужили основанием для принятия мер прокурорского реагирования. Достаточно ли полно отреагировала прокуратура? На мой взгляд, нет.
Во-первых, весьма спорным является вывод прокуратуры, что Муниципальное бюджетное учреждение "Агентство культуры и художественного образования" ГО Якутск» является организацией, осуществляющей концертную и театральную деятельность, что влечет отсутствие в действиях руководства Агентства нарушений закона при заключении муниципальных контрактов без конкурентных торгов со ссылкой на пункт 17 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Что касается ссылки прокуратуры на ЕГРЮЛ, в котором указан вид деятельности Агентства – «в области отдыха и развлечений» с кодом ОКВЭД 93.2, то могу отметить, что данный код включает в себя «деятельность по зрелищно-развлекательным ярмаркам, танцплощадок» (подвид 93.29). И что, в связи с этим мы теперь можем именовать Агентство ярмаркой или танцплощадкой?
В Уставе Агентства черным по белому написано, что его целью является «создание условий для обеспечения населения Якутска услугами организаций культуры», а предметом уставной деятельности – «обеспечение эффективного управления этими муниципальными организациями культуры».
Для достижения этих целей Агентство организует(!) библиотечное, культурно-досуговое, музейное, концертно-театральное, просветительское обслуживание населения, осуществляет контроль и координирует уставную деятельность муниципальных организаций культуры и т.д. Кроме этого, устав Агентства содержит еще 28 видов деятельности, ни один из которых не содержит положение, что оно, именно осуществляет концертную или театральную деятельность.
Таким образом, из изложенного мы можем сделать вывод, что Агентство, прежде всего, призвано управлять, координировать муниципальные учреждения культуры, организовывать их деятельность, в том числе в сфере концертно-театрального обслуживания населения.
Кроме того, согласно Закону Якутии «О культуре»:
-театр - это учреждение культуры и искусства, удовлетворяющее культурные потребности общества и занимающееся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельностью в целях создания и представления театральных спектаклей, проведения других культурно-массовых мероприятий;
-концертная организация - это учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удовлетворяющее культурные потребности общества, занимающееся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельностью для создания и представления музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.
По-моему, очевидно, что МБУ "Агентство культуры и художественного образования" ГО Якутск» нельзя признать, вопреки выводам прокуратуры, театром, концертной организацией или организацией, осуществляющей концертную и театральную деятельность
Если исходить из того, что прописано в республиканском законе, то следует признать большинство контрактов, заключенных без торгов как минимум с 2014 года, – незаконными, что влечет вероятность возбуждения десятков дел об административных правонарушениях в отношении руководства Агентства с наложением штрафов на сотни тысяч рублей… Кроме этого, возникнет вопрос, где были и что делали многочисленные контролирующие органы все эти годы, и та же прокуратура?
Во-вторых, фактическое признание прокуратурой Якутска незаконными всех муниципальных контрактов, заключенных Агентством свыше годового объема закупок в 20 млн рублей без конкурентных торгов, и отсутствие документального обоснования цены этих контрактов, дает основание прокуратуре проверить соответствие цены контрактов реальной стоимости закупленных Агентством услуг и товаров. И это наряду с тем, что достаточно "интересные" цены на товары и услуги были приведены нами в ранее опубликованной статье.
Но прокуратура города Якутска, видимо, пошла другим путем...
Егор ДАВЫДОВ.