
Как это будет работать:
- Клиент просит счет на оплату (наличным или безналичным способом);
- Официант формирует и распечатывает кассовый (фискальный) чек на бумаге (чек ККТ);
Только после этого клиент оплачивает счет. Если счет оплачивается клиентом по терминалу, то клиент может дополнительно получить чек с терминала.
При таких расчетах чек ККТ подтверждает предстоящий прием денежных средств за оказание услуг. Именно кассовый чек подтверждает перечень оказанных услуг общественного питания и прием денежных средств. Кассовый чек - это документ, который обязаны выдать потребителю по Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Обычно официант сначала приносил предварительный чек (пречек), сформированный с помощью своего программного обеспечения, принимали оплату и только потом выдавал кассовый (фискальный) чек (чек ККТ), или вовсе не выдавал его. Пречек не является фискальным документом, это лишь предварительная версия счета с указанием блюд и итоговой суммой. Внешне пречек и кассовый чек (чек ККТ) похожи.
Кассовый чек (чек ККТ) отличается от пречека заведения общепита и чека банковского терминала тем, что кассовый (фискальный) чек (чек ККТ) содержит: наименование документа: «Кассовый чек»; QR – код (для проверки чека); наименование, ИНН организации или ФИО ИП; дату, время и место (адрес) осуществления расчета; признак расчета (приход, возврат и т.д.); сумму расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС; форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке, а также сумм оплаты); номер заводского номера ККТ (ЗН ККТ); номер регистрационного номера ККТ (РН ККТ); номер фискального накопителя ККТ (ФН ККТ).
С помощью QR-кода кассового чека граждане могут проверить его достоверность на официальном сайте ФНС России (https://kkt-online.nalog.ru/#check-bill) или в мобильном приложении «Проверка кассового чека ФНС России». Приложение позволяет хранить чеки и сообщать в налоговый орган о выявленных нарушениях, таких как невыдача кассового чека или подделки чека.
ФНС России обращает внимание, что за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники статьей
14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Изменение внесены Федеральным законом от 08.08.2024 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Более подробная информация о формировании кассовых чеков в заведениях общественного питания размещена на официальном сайте ФНС России: https://kkt-online.nalog.ru.
С чем это связано
Изменения способа выдачи чека в общепите с 1 марта связано с возможными уловками официантов — попытками выдать пречек вместо настоящего чека. Если заведение не формирует фискальный документ, это может вызвать вопросы у налоговой. При проверке могут обнаружить нарушения, например:
Уклонение от налогов — если кафе не бьёт чеки, данные о продажах не уходят в налоговую. В итоге занижается налоговая база, потому что официальный доход будет ниже реального — и так заведение заплатит меньше налогов.
Занижение выручки — если цифры по кассовой отчётности меньше, чем по данным эквайринга по безналичным платежам.
Несоответствие чеков оплатам — если по данным из ОФД и банка количество транзакций несоответствует количеству пробитых чеков.
Расхождения также может обнаружить и сам ресторан. Например, если сравнит данные с кассы с данными из учётной системы.
Ожидается, что изменения в общепите с 1 марта 2025 года помогут сократить количество нарушений со стороны заведений. Работа общепита станет более прозрачной для налоговой, у инспекторов будет меньше поводов для проверок и штрафов.