Видео дня
Лента новостей

Опера «Ньургун Боотур» как проект «Народная опера»

Опера «Ньургун Боотур» как проект «Народная опера»
23.04.2024 18:10

Премьерой оперы-олонхо Марка Жиркова и Генриха Литинского «Ньургун Боотур», инициированный главой Вилюйского улуса Сергеем Винокуровым, как проект «Народная опера», отметил Вилюйский улус на сцене Театра оперы и балета Якутии в честь 390-летия основания города Вилюйска и 125-летия со дня рождения выдающегося сына якутского народа Степана Аржакова. Своими впечатлениями от спектакля поделился Владимир Индигирский, заслуженный работник культуры Якутии , обладатель знака «Гражданская доблесть», член Союза журналистов России, музыкальный обозреватель.

— Проходят годы, десятилетия, но первая опера Якутии «Ньургун Боотур» по-прежнему с нами — она остаётся как все великое, озаренное гением бессмертного для нас композитора Марка Жиркова.
Давайте вспомним, о чём писала газета «Социалистическая Якутия» 29 октября 1940 года: «…Над оперой «Нюргун Боотур», написанной композитором М.Н. Жирковым, работает сейчас вновь организованная Якутская государственная музыкально-вокальная студия. В опере максимально использованы народные мелодии олонхосутов и современных якутских песен. Например, в первой сцене введен мотив народной пляски осуохай, записанный ещё 70 лет назад».

Необходимо также напомнить, что во время Великой Отечественной войны, музыкальная драма «Нюргун Боотур Стремительный» с его героически свободолюбивыми идеями народного эпоса Олонхо были очень созвучны общенародному тогда патриотическому подъёму. За три года опера была показана более 100 раз. Более того, имя героя спектакля было присвоено танку, построенному на средства, собранные Якутским театром. Таким образом, через 84 года опера «Ньургун Боотур» исполняется земляками композитора. Вот вам живое доказательство сбывшихся надежд проекта первого президента Якутии Михаила Николаева «Музыка для всех».

«Безусловно, театр требует жертв, и у кого не достаёт этой смелости, тому незачем подвергать себя столь суровым испытаниям» — говорил Верди. Но вилюйчане со своим главой района оказались не из робких жителей республики. Они хорошо знали и знают, что при жизни их гениальный земляк композитор Марк Жирков мечтал о том времени, когда в родном Вилюйске широкое развитие получит близкая и доступная им музыка и настанет то время, когда силами его земляков зазвучит народная опера. Размышляя об этом, невольно задумываешься о необыкновенной силе творческого гения Марка Жиркова, когда воплощенная в музыкальном искусстве драма, пронизанная духом народности, с богатым синкретизмом якутской песенности, нашла свое отражение в наше время, в период специальной военной операции, где сила народного духа и вера в светлое — востребованы и актуальны.

Что касается Жирковской композиторской индивидуальности, то можно только догадываться, что вскормленный с детства искусством лучших олонхосутов, он глубоко понимал образную музыкальную речь своего народа, где в своем сочинении новаторски и смело развил их мелодическое начало. Все темы в опере глубоко народны по духу — вот почему они и сейчас волнуют и захватывают нас своей жизненностью, поэтичностью, правдой выражения. В этом заключается, по-видимому, великая тайна искусства Марка Жиркова. Вилюйчане по праву гордятся, как и мы все, своим гениальным земляком.

Итак, наконец, в Якутске произошло настоящее художественное событие. Опера с подлинным блеском прошла на сцене Театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона (автор либретто оперы «Ньургун Боотур» — сподвижник Марка Жиркова). Вилюйская щедрость вылилась в музыкально-театральном творении, впечатлившем своими масштабами: три часа музыки с властно пульсирующей театрализацией, мультимедийным изыском, динамичным световым решением, захватывающим сюжетом. Это было интересное зрелище! Мощные и мелодичные хоровые партии оперы были не просто спеты, но «сыграны» театрально. Разноликий народ шёл на схватку, танцевал, ревел, ужасался и ликовал. Всё это музыкальное великолепие темпераментно исходило от маэстро Николая Петрова. Всё это требовало от дирижёра музыкально-театральной страстности, недюжинного волевого напора и архитектурной точности построения оперной музыкальной формы. Я знаю, что мощь и тембровая оригинальность звучания народных инструментов — стихия Николая Петрова. Ему это удалось! Браво!

Все певцы радовали высоким качеством пения. Их пение и слаженность удивило публику как вокально-хоровой техникой, так и выразительностью исполнения.

Партию главного героя успешно исполнил Алексей Васильев. Он тонко чувствовал национальную природу исполняемой музыки, его обертональный голос с драматическим напором выигрышно звучал со сцены, раскрывая героический образ эпосного богатыря.

Светлоликую лирическую красавицу Туйаарыма Куо представила Наталия Иванова. Необычайно теплый, ровно звучащий во всех регистрах голос очаровал какой-то удивительно эмоциональной и задушевной проникновенностью. Певица покорила использованным комплексом вокально-выразительных средств, среди которых я на первое место ставлю сердечность, высочайшую простоту и обаяние. В ней проявилась смиренность якутской девушки, большая и сильная любовь к жизни, к своему возлюбленному.

Захватил слушателей созданный Василием Николаевым образ Үрүҥ Уолана. У него скорее лирический, чем драматический тенор, однако в эпизодах, требующих подъёма и большого воодушевления, его голос звучал сильно, ровно и насыщенно. Великолепный его образ белого богатыря не оставил никого равнодушным.

Анна Черкашина, исполнившая роль Кыыс Кыскыйдаан, великолепным тембром голоса без труда заполнила все пространство оперного зала и при этом абсолютно овладела всей динамикой своего образа. Исполнительница была предельно убедительной, яркой и театральной.

Исполнитель партий владыки Нижнего мира Уот Уһутаакы Сергей Саввинов заставил восхититься зрителя вокально-интонационным решением образа, своим актерским мастерством.

Остальные персонажи оперы нисколько не померкли на фоне главных героев оперы. Партии Сорук Боллуров исполнили Иван Данилов, Николай Афанасьев-Айдаман, Алан Мунхасытов, чьи голоса были чрезвычайно компактны, а образы комичны и выразительны. Партии Ырыа Чаҕаана исполнили: Лазарь Гуляев, Николай Протопопов, вдумчиво и колоритно раскрыв народный образ. Иннокентий Шамаев, воплотивший образ богатыря Верхнего Айыы Дьураҕастай отличился правдивостью чувств, ярким сценическим темпераментом.

Понравилось исполнение Дианы Николаевой в образе Аан Эскэл Хотун, удивившая слушателей вокальной культурой пения, свободным владением голосом и душевным проникновением своей героини. Образ Айыы Умсуур в исполнении Нины Варламовой был достоверным и содержательным. Тембр голоса был очень красивым, мягким, с чрезвычайно длинным певческим дыханием.

Пели горячо и увлеченно, демонстрируя замечательное владение народным пением «Дьэ-буо» и «Дэгэрэн ырыа» и переходя в академическое пение, Владимир Петров (Түөнэ Моҕол) и Александра Иванова (Күн Күбэй).

Итак, увиденную оперу можно причислить к самым ярким событиям весеннего сезона, поскольку все участники — оркестр, хор, певцы под управлением дирижера сумели создать гармоничный, объединенный единой стилистикой музыкально-драматический спектакль. Каждому удалось найти свою интонацию — очень страстную и драматическую.

Что касается автора идеи постановки оперы — Сергея Винокурова (глава Вилюйского улуса), то он — остаётся настоящим патриотом в лучшем толковании этого слова. Каждое проведение его авторских проектов вдохновляет, будит эмоции, силы, энергию народа — всё, что так необходимо сейчас для каждого из нас. Личность главы как руководителя, управленца и как человека озаренного глубокой убеждённостью — поражает. Ведь он как просвещённый человек, лидер своего улуса понимает силу искусства и посвящает себя воплощению благородных идей Марка Жиркова.

От себя добавлю, что исключительный размах Сергея Николаевича (в проведении академических конкурсов якутской вокальной и пианистической школы в Московской консерватории им. П.И. Чайковского) вызывает горячий отклик профессионалов, находит понимание у истинных любителей музыки. Своей дипломатической миссией Сергей Винокуров двигает искусство своего знаменитого земляка в будущее, сознательно ища новые неизведанные пути, заботясь, чтобы творчество Марка Жиркова стало всенародным.

Глава Вилюйского района верен бессмертным ценностям человеческой культуры, нетленным заветам, которые он наследовал от своих великих земляков, олонхосутов, политссыльных. Он говорит, что из наследия прошлого — надо ценить всё, что прошло фильтр времени и отвечает требованиям высокой культуры, двигающего общество вперёд.

Для нас, горожан, такие встречи с оперной улусной постановкой — эксклюзивны, потому важны и необходимы. Верю, что оперная премьера силами вилюйчан на сцене Театра оперы и балета им. Суоруна Оммолоона придало всем нам новые творческие импульсы, заряд энергии.

Действительно Марк Жирков до последних дней своей жизни стремился идти в ногу со временем, служить своим искусством, своим словом родному народу. И неудивительно, что позиционирование творческого наследие Жиркова Сергеем Винокуровым является ярким образцом служения своему народу.

Проведена огромная работа, недаром со сцены прозвучали имена, чьим трудом была поставлена опера-олонхо: Ольга Корякина (хормейстер), Маргарита Лукина (вокал), Светлана Бессонова (танцы), Афанасий Федоров (этнограф), Прокопий Неустроев (режиссер), Николай Петров (дирижёр), художники: Мария Иванова, Дария Дмитриева, Радмила Кононова (видеоконтент), Егор Аммосов (гримёр), Алёна Дашевская (исполнительный директор).

Бурные овации явились не только признанием ценности общей работы жителей Вилюйского улуса, но и высокой оценкой всенародной любимой опере, автором которого явился собиратель якутского фольклора Марк Жирков. Крики «Браво» были адресованы первой опере Якутии, перекинувшей мост между двумя эпохами, сумевшей объединить воедино форму, народность, логику мысли народного эпоса, обеспечив вечную память его создателю, внесшему неоценимый вклад в развитие якутской музыкальной культуры ХХ столетия.

Удивляет тот факт, что даже небесные светила расположились на этой неделе так, что великая опера «Ньургун Боотур» успешно звучит и в Казахстане, и в Якутске, заново раскрывая нашу самобытную историю, неповторимую культуру, генетический фольклор, вселенское мировоззрение. Безусловно, поставленная народная опера самодеятельными артистами Вилюйского улуса выразила тенденцию развития и дальнейшую перспективу музыкально-художественной культуры нашей Якутии.

Фото: Фаина Павлова, Александра Яковлева и Семен Никифоров

Источник информации:  Якутское-Саха Информационное Агентство
Сайт источника:  ysia.ru
Ссылка на первоисточник:  https://ysia.ru/opera-nurgun-bootur-kak-proekt-narodnaya-opera/
Автор:  ЯСИА
Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика