
Потом говорит, что пройдет еще лет 5 и Якутск вообще весь стоять будет. Уже сейчас проехать невозможно. А через 5 лет здесь будет «как в Москве». «Но в Москве есть варианты – опаздываешь, бросил машину, сел на метро, доехал. В Китае есть трассы, проложенные над теми, что на земле. А в Якутске этого ничего нет. Из точки А в точку Б будешь все равно ехать по прямой и стоять в пробках». Говорит и задается вопросом – как можно было так спроектировать город? Чтобы были такие узкие дороги, что не пройти и не проехать, ведь дома уже не раздвинешь и так далее?
Неожиданно я втянулась в разговор. И начала рассказывать, что родилась в Якутске, что по моей родной улице Орджоникидзе, где стоял и стоит мой дом, в час одна машины проезжала. А через Курашова за «шипучей» водой к автомату мы бегали к кинотеатру «Центральный» детьми вообще свободно. Что город в принципе не был рассчитан на такое количество жителей, в 1985 году здесь жило тысяч 180. Что рекреационные возможности долины Туймаада не безграничны, из-за этого тает вечная мерзлота, по Каландаришвили кпд-шки стали сыпаться еще лет 20 назад, писала об этом, еще работая в газете. А 203 квартал построен вообще на намывных песках. Что да – урбанистические процессы идут во всем мире, но все-таки надо было людские потоки перенаправлять в другие крупные города Якутии, особенно промышленные, заинтересовывая их работой. А в последние годы этим никто не занимается. Что производства в городе не осталось и где всем этим людям работать. И так далее.
Водитель внимательно слушал и повторил, что через 5 лет в Якутске будут пробки как в Москве.
И сложно с ним не согласиться. Все так и есть. И дома, действительно, не раздвинешь уже. А с учетом того, что я услышала из выступления ученого осенью прошлого года, со строительством Ленского моста в его автомобильном варианте, на дорогах Якутска будет вообще коллапс.
И ладно был это были какие-то вещи, на которые мы не можем повлиять. Как на погоду, например. Да на тот же песок везде и всюду – тоже сложно повлиять. Но нет ведь -- сами все понимаем и заранее создаем себе проблемы. Был бы мост совмещенный, автомобильно-железнодорожный. Другое дело. Основной поток грузов шел бы по жд и не затрагивал дороги Якутска, а так…
В общем, хорошо так поговорили. Он рассказал, что из Кыргызстана, 38 лет живет в России. Что на родине жил не в самом центре, а в небольшом поселении. И вся его родня работала в общепите. Родственники подумали и направили учиться молодого парня, чтобы он получил высшее образование по профилю общепита – на специальность «технолог общественного питания». Они рассчитывали ему передать дело своей жизни и говорили, что у нас в поселке нет никого с высшим образованием по такому профилю, иди, учись. И парень пошел. А когда заканчивал, развалился Советский Союза со всеми его планами на жизнь. И теперь он едет по дорогам Якутска и размышляет о градостроительных особенностях города.
Впрочем, это уже другая история.