При этом, аудиторы отмечают, что нарушения и недостатки, выявленные предыдущей аналогичной проверкой за 2018-2019 годы (тогда 41 процент всех бюджетных средств был освоен с нарушениями закона), не были устранены и вновь допущены в проверяемом периоде.
Данный проект, положение о котором утверждено в 2020 году предыдущим главой столицы Сарданой Авксентьевой, предусматривает реализацию народных инициатив (по благоустройству, ремонту, проведению акций, мероприятий и т.п.) путем их отбора на конкурсной основе и выделения бюджетных субсидий победителям (юридическим, физическим лицам).
Аудиторы заявили о следующих массовых нарушениях при реализации программы:
- отсутствии в администрации города единого координатора-заказчика программы,
- не прозрачной работы конкурсной комиссии и рабочих групп,
- ненадлежащем контроле за получателями субсидий, промежуточном и эпизодическом характере отчетов муниципальных заказчиков,
- низком уровне открытости реализации проекта в сети Интернет,
- существующей практике заключения сделок получателями субсидий с аффилированными лицами, оплаты расходов самих инициаторов и получателей субсидии (т.е. «самому себе»), неэффективных расходах по аренде дорогостоящих автомобилей и зданий и/или расходов, не подтвержденных надлежащим образом,
- наличии незавершенных проектов, неопределенности по дальнейшему обслуживанию и эксплуатации имущества.
Так, например, проверяющие установили, что некто Чемоханов Г.А., являющийся инициатором одного проекта, прошедшего одобрение рабочей группы, утвержденной распоряжением администрации города, одновременно оказался ее... членом.
В другом случае, несмотря на рекомендуемые этой рабочей группой по двум проектам объемы субсидии в размере 1,2 млн рублей, конкурсной комиссией администрации города в последующем принято решение о выделении этим двум проектам субсидий в размере 4 млн рублей.
По 8 проектам в сфере «Благоустройство», для которых были выделены субсидии, отсутствуют заключения о возможности их реализации от Департамента имущественных и земельных отношений и Управления архитектуры и градостроительной политики, заключения о достоверности обоснования стоимости реализации проекта от Департамента экономики.
При непосредственной реализации проектов установлены факты аренды получателями субсидии люксового автомобиля Лексус GX470, приобретение продуктов питания к празднику, отсутствие актов выполненных работ, платежных документов, расходование средств не в соответствии с направлениями их целевого предоставления и т.д.
После реализации ряда проектов так и не определено, какая организация будет осуществлять дальнейшее обслуживание и эксплуатацию имущества. Так, например, установленные в рамках проекта «Уличное освещение» (МКУ «Управа Автодорожного округа») светильники в вечернее и темное время суток фактически на момент проверки не функционировали.
В другом случае, проверяющие установили, что в рамках проекта была произведена отсыпка дороги к протоке реки Лены в селе Хатассы, в то время как фактически эти работы были выполнены в территориальной зоне рекреационного назначения и в зоне с особыми условиями использования территорий. При этом, в качестве видов разрешенного использования земельных участков отсыпка дороги не предусмотрена, фактически протока реки была перегорожена данной дорогой, а устойчивость данного сооружения к паводку неизвестна.
В целом, Контрольно-счетная палата Якутска по результатам проверки сделала однозначный вывод, что реализация проекта «Народный бюджет» не эффективна и не достигает должным образом установленных целей инициативного бюджетирования: не способствует непосредственному вовлечению граждан в решении вопросов местного значения и развитию общественного контроля, не позволяет экономить средства бюджетной системы.