Встреча 17 июня прошла в формате видеоконференцсвязи, во время которой глава крупнейшего муниципального образования республики рассказала депутатам Ил Тумэна об основных проблемах взаимодействия бюджетов двух уровней, препятствующих решению вопросов в социальной и инфраструктурной сферах столицы.
Одна из тем, озвученных Сарданой Владимировной, касается выпадающих доходов, вызванных снижением процентной ставки по упрощенной системе налогообложения для малого бизнеса – льготой, введенной указом Главы республики. Если в 2019 году выпадающие доходы составили без малого 263 млн рублей, то в 2020 году «минус» планируется на уровне 275 млн руб., в 2021-м – 278 млн рублей.
За 2019 год расходы Минфин республики возместил, но в 2020 и 2021 году отказывается это делать: позиция министерства состоит в том, что в последующие годы выпадающие доходы муниципалитет должен учитывать сам и покрывать за счет собственных источников.
«Нашу позицию в этом вопросе поддерживает Прокуратура республики: бюджет принимается на 3-летний срок, поэтому возмещение по выпадающим доходам также должно планироваться на 3 года, а не на один, как считает Минфин. Мы также рассчитываем на участие депутатов в этом споре с Минфином», - отметила Авксентьева.
Схожая ситуация по заработной плате т.н. «прочего персонала» детских дошкольных учреждений. Финансирование деятельности детских садов, в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ, должно осуществляться за счет республиканского бюджета. При этом в республике, еще в 2014 году принято постановление о порядке финансирования дошкольных образовательных учреждений, в котором данные категории работников не учтены, вопреки рекомендациям федерального министерства.
Расчетный ФОТ прочего персонала на 2020 год составляет 407 млн рублей. Проблемная ситуация (усугубляющаяся каждый год в связи с ростом
количества детских садов, численности работников ДОУ, индексации заработной платы) не находит решения в течение шести последних лет. В начале июня Окружная администрация направила претензионное письмо в Министерство образования с целью разрешить спор в досудебном порядке. Положительные прецеденты решения данного вопроса в пользу муниципалитетов в других субъектах имеются.
Далее Сардана Владимировна подробно остановилась на вопросе реализации республиканского закона «О статусе столицы РС (Я)». Напомним, согласно этому НПА, из бюджета республики ежегодно предусматривается софинансирование отдельных вопросов жизнеобеспечения и развития инфраструктуры в г. Якутске в рамках реализации соответствующих муниципальных программ.
Законом закреплен базовый коэффициент, исходя из которого определяется общий объем софинансирования различных направлений муниципальных программ из республиканского бюджета. Он не может быть менее 5% от общего объема фактических налоговых доходов бюджета города за последний отчетный период. Так, если сумма собранных налоговых доходов в бюджет Якутска в текущем году составила 6 млрд рублей, то в следующем году город может рассчитывать на сумму субсидий не менее 300 млн руб. В течение всего периода действия закона, с 2011 г., Якутск всегда получал по нижней планке, 5%, хотя закон о статусе столицы позволяет устанавливать коэффициент и, соответственно, сумму трансферта выше. В 2019 сумма поступлений составила 331 млн руб.
Средства по данному закону могут тратиться на 6 направлений: текущее содержание дорог; уличное освещение; водоотведение; транспортное обслуживание населения; обращение с отходами; благоустройство и озеленение. Однако, средства из республиканского бюджета выделяются на три первых направления, при этом доля софинансирования республикой ежегодно сокращается. Если в 2015 году она составляла 57% от общей суммы финансирования муниципальных программ, то в 2020-м – всего 37%.
Необходимо подчеркнуть, что сокращение доли участия республики в развитии Якутска происходит на фоне резкого роста численности населения и усугубления комплекса социальных, инфраструктурных, экологических, транспортных и прочих проблем, связанных с этим.
Возьмем, к примеру, мусор, твердые коммунальные отходы. Объем мусора, который производит один житель Якутска за год, согласно нормативам, утвержденным правительством республики, составляет 1,7 куб. м. Таким образом, исходя из численности населения 335 тыс. человек, мусора на городскую свалку должно поступать около 570 тыс. куб. м. Фактически за 2018 год на мусорный полигон поступило 675 тыс. куб. м., превышение – на 105 тыс. куб. м., или почти 62 тысячи человек!
При этом в расчет не берутся десятки несанкционированных свалок, которые ежегодно возникают на территории городского округа, и на ликвидацию которых тратятся десятки миллионов рублей из муниципального бюджета. Объемы производимого в Якутске мусора растут ежегодно, и по расчетам уже сегодня соответствуют 400 тыс. населения.
Ситуация в Якутске существенно усугубилась после т.н. «мусорной реформы», появления единого оператора по обращению с ТКО и ужесточения требований федерального законодательства к строительству и обустройству новых санитарных точек. Только на эти цели городу требуется сегодня не менее 66 млн рублей.
Аналогичные действия необходимо предпринимать по вопросам транспортного обслуживания населения, благоустройства территорий города, которые сегодня вообще не софинансируются по закону «О статусе столицы».
Резюмируя тему, Сардана Авксентьева предложила депутатам республики отойти от практики финансирования программ развития города «по минимуму», исходя из нижней планки коэффициента 0,05, увеличив его до 0,10-0,12. Таким образом, сумма поступлений из бюджета республики в бюджет ее столицы выросла бы в 2 раза – до 662 - 728 млн рублей ежегодно.
«Город, в котором проживает более трети населения всей республики, должен быть лучше обеспечен финансовыми ресурсами для развития, соответствующего статусу столицы», - считает Авксентьева.
Якутску также требуются средства на разработку проектно-сметной документации по берегоукрепительным работам в Табаге, Хатассах и Пригородном – порядка 35,6 млн рублей. Берегоукрепление относится к федеральным полномочиям, но для того, чтобы получить финансирование из Москвы, необходимо иметь готовую ПСД.
Следующее направление – газификация земельных участков для многодетных в Якутске. В столице самая большая очередь на земельные участки для многодетных. Властями города в 2019 году приняты успешные меры по переводу земель лесного фонда в земли для многодетных. Но их еще нужно обеспечить минимальной для жизни людей инфраструктурой.
На газификацию 6 785 земельных участков сегодня требуется 547 млн рублей. Кроме того, чтобы доставить газ новым потребителям в стремительно растущем частном секторе столичной агломерации требуется расширение пропускной способности магистральных газопроводов – еще 317 млн рублей на три предстоящих года.
Критическая, без преувеличения, ситуация складывается в сфере обеспечения детей ученическими местами в общеобразовательных школах, особенно в центральной части города. При проектной мощности 22 690 мест школы Якутска посещают около 48 тысяч детей – превышение наполняемости более чем в 2 раза! Ежегодно число учеников в школах растет более чем на 2 тысячи человек – по численности это две крупные школы.
По расчетам, для того чтобы реализовать указ президента страны Владимира Путина о переводе всех школ на односменную форму обучения до 2024 года, в Якутске необходимо построить за 5 лет более 30 школ! Конечно, эти цифры выглядят фантастическими, поэтому сегодня речь идет хотя бы о том, чтобы организовать нормальную работу школ в две смены, без переполненных классов.
По самой минимальной потребности, в Якутске требуется построить до 2025 года 17 новых школ – для того, чтобы просто удержать под контролем ситуацию с обеспечением детей ученическими местами в школах. На эти цели требуется 11,7 млрд рублей, из них город софинансирует около 1,3 млрд рублей. Аналогичная потребность в детских садах: число детей ежегодно растет из-за высокой рождаемости и внутренней миграции.
Заслушав информацию главы столицы республики, народные депутаты выразили мнение об озвученных проблемах и выразили готовность к их совместному решению.
Так, Павел Ксенофонтов предложил определить приоритеты из всего спектра озвученных Сарданой Авксентьевой вопросов. По его мнению, это должны быть закон «О статусе столицы республики» и инфраструктурные вопросы.
За поддержку развития инфраструктуры земельных участков для многодетных также высказался депутат Валерий Лютый. Он также призвал не снижать набранные за последние два года темпы признания в Якутске ветхих деревянных домов аварийными. Это позволит в больших масштабах участвовать городу в федеральной программе переселения граждан из аварийного жилья.
Иван Данилов предложил включить в республиканскую «Стратегию социально-экономического развития республики» отдельный раздел, посвященный Якутску, таким образом документально закрепить планы развития тех или иных сфер в столице республики. Он также высказался за увеличение доли финансирования города по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья до 30-40% от общей суммы, приходящейся на республику.
Сардана Авксентьева проинформировала депутатов, что в городе в разы увеличились темпы признания жилых домов аварийными: если за пять лет, до 2017 года было признано 167 домов, то за последние два неполных года – более 300. Это позволит городу принимать участие в третьем этапе программы переселения граждан, а также дает возможность расширить свое участие во втором этапе, в случае увеличения финансирования Якутску. Для ускорения процесса, на признание домов аварийными (хотя это должно делаться за счет собственников) выделяются средства из городского бюджета, в 2020 году – 2 млн рублей.
Авксентьева также анонсировала начало в 2020 году сноса аварийных домов в 17 квартале. На эти цели запланировано 134 млн руб., поправки внесены в бюджет города на состоявшейся в этот же день сессии Якутской городской Думы.
В завершение встречи народные избранники обратились к главе столицы с предложением провести еще одну встречу в таком же формате и уже на ней обсудить вопросы, которые ставят перед депутатами городские избиратели. Совещание предварительно запланировали на следующую неделю.
Департамент по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ ОА г. Якутска.