Решение было принято Минтрансом РФ совместно с ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», в собственности которого находится аэродром аэропорта «Якутск». Объясняется оно необходимостью корректировки проектной документации, выделения дополнительных средств из федерального бюджета на строительство соединительного пандуса, который требуется для выполнения полетов в осенне-зимний период, в условиях ограниченной видимости.
Строительно-монтажные работы по результатам конкурсных процедур по заказу ФГУП «АГА(А)» начало выполнять АО «Ирмаст-холдинг» в мае 2018 г. Первый этап работ охватил участок длиной 970 м, ремонт которого с мая по октябрь 2018 г. в штатном режиме провела подрядная организация. Тогда же был начат ремонт двух рулёжных дорожек, работы по ним будут завершены в 2019 г. В этом году также завершено строительство стоянки обработки ВС противообледенительной жидкостью, проведены работы по водоотведению и засыпке прилежащих к летному полю водоемов.
Таким образом, до мая 2021 г. рабочая длина ВПП аэропорта «Якутск» останется без изменений (2 248 м). Этой длины достаточно, чтобы принимать воздушные суда типа Boeing 737, AirbusА320, Ту-204, в том числе зимой в условиях ограниченной видимости. Расписание полетов до этого периода останется без существенных изменений. В частности, в осенне-зимний период 2019-2020 гг. авиакомпания «Аэрофлот» продолжит выполнять полеты по направлению Якутск – Москва – Якутск шесть дней в неделю. Кроме того, по центральным направлениям продолжат летать авиакомпании «Якутия», Nordwind Airlines, группа компаний S7.
Перенесённый на 2021 г. этап реконструкции ВПП является самым трудоёмким, когда для посадки воздушных судов будет использоваться участок полосы длиной 1 623 м, для взлёта – 1725 м. О готовности в этот период выполнять полёты по центральному расписанию (Москва, Санкт-Петербург) заявила авиакомпания «Якутия», она будет использовать для этого воздушное судно Boeing 737-700. Также остается в силе договорённость с авиакомпанией «Сибирь» (группа компаний S7), которая рассчитывает выполнять пять рейсов в сутки на воздушном судне Embraer-170 LR до Новосибирска. В таком режиме аэропорт «Якутск» будет работать около пяти месяцев (с мая по октябрь 2021 г.).
После завершения данного этапа отремонтированная часть полосы будет соединена со «старой» с помощью пандуса, тогда длина ВПП составит 3 400 м, что исключит ограничения по типам воздушных судов и их максимальной коммерческой загрузке и позволит в зимний период в условиях морозных туманов выполнять полеты с использованием системы ILS (инструментального захода на посадку).
В мае 2022 г. пандус будет демонтирован, реконструкция охватит оставшийся участок длиной 1648 м, а для полётов будет использоваться отремонтированная часть полосы длиной 1 800 м. Полное завершение реконструкции объекта «ИВПП-2 аэропорта Якутск» запланировано на осень 2022 г.
Реконструкция объекта «ИВПП-2 аэропорта Якутск» имеет целью развитие национальной опорной аэропортовой сети Российской Федерации и производится в рамках Госпрограммы РФ «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» за счёт федерального бюджета.
Напомним, в июле текущего на совещании у вице-премьера РФ Максима Акимова гендиректор АО «Аэропорт Якутск» Сергей Игнатенко сообщил, что в проекте реконструкции аэродрома главной воздушной гавани Якутии выявлены недочёты, связанные с техническими решениями по обеспечению регулярности и безопасности полётов. В частности, сказанное касалось строительства пандуса, необходимого для приёма дальнемагистральных, среднемагистральных и региональных воздушных судов без ограничений по метеоусловиям и работе радиотехнических средств посадки.
27 августа в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре сообщили о возбуждении уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере при строительстве площадки для обработки самолетов противообледенительной жидкостью в международном аэропорте Якутска.
По информации ТАСС, контракт на строительство стоимостью более 64 млн рублей был заключен ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и АО «Ирмаст-холдинг» в октябре 2018 года сроком исполнения до 13 декабря того же года. В ходе проверки в марте 2019 года было установлено, что работы не были выполнены в полном объёме
По версии прокуратуры, госзаказчиком не исполнены обязательства по передаче подрядчику стройплощадки, пригодной для проведения работ, а также разрешения на строительство, что явилось одним из факторов неисполнения контракта со стороны акционерного общества. В отношении юрлиц возбуждены дела об административных правонарушениях. ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» оштрафовали на 300 тысяч рублей, АО «Ирмаст-холдинг» – на 32 млн рублей.