Лента новостей
30.04.2024 г. Происшествия

Точка зрения. Действия «Авроры» могут загубить авиацию Дальнего Востока

Точка зрения. Действия «Авроры» могут загубить авиацию Дальнего Востока
19.04.2024 11:56
Выскажу свое личное мнение – на мой взгляд, менеджеры авиакомпании «Аврора» не успокоятся до тех пор, пока окончательно не загубят авиацию Дальнего Востока.
На днях стало известно, что авиакомпания изъявила желание получить контроль над малыми аэропортами Дальнего Востока (плюс ко всему). Это - «Аэропорты Севера», «Аэропорты Дальнего Востока», «Аэропорты Камчатки» и «Аэропорты Чукотки».
Мотивировка самая благая – для дальнейшего сдерживания роста цен на авиаперевозки в макрорегионе.
 
Начнем с того, что с появлением самой авиакомпании «Аврора» никакого сдерживания роста цен на авиаперевозки внутри Якутии не произошло. В республике сейчас если и есть сдерживание, то только за счет республиканского бюджета. Для такого большого региона, как Якутия, именно внутрирегиональные имеют самое важное значение, а не те, что между регионами Дальнего Востока.
 
То есть с точки зрения самого крупного дальневосточного региона, создание авиакомпании не привело к значимым позитивным результатам, потому что самый значительный пассажиропоток внутри республики и по магистральным направлениям – в Москву, в Санкт-Петербург.
 
Более того, зачем-то теперь «Аврора» стала акционером авиакомпании "Якутия", и это, на мой взгляд, никак не сказалось на сдерживании цен. Наоборот, с нового года они подскочили, по некоторым направлениям - в два раза. А вместо этого «Авроре» из федерального бюджета субсидируются  мало востребованные рейсы, к примеру, в Улан-Удэ, Читу. Разве это так нужно якутянам?
 
И в чем тогда был смыл создания «Авроры»? В том, чтобы распределять федеральные субсидии?
 
Но и здесь провал. Проверка Счетной палаты РФ показала: в 2022 году перевозчик не выполнил 32,4 процента перелетов по льготным субсидируемым маршрутам. Вместе с тем, «Аврора» получила от Росавиации субсидии на 1,06 млрд рублей на рейсы, не предусмотренные к выполнению соглашением с ведомством. Также нарушения найдены в процедуре продажи субсидированных билетов – на некоторых направлениях их попросту не было в свободной продаже. То есть субсидии на билеты были, а билетов не было.
 
Поэтому текущая деятельность «Авроры», с моей точки зрения, не поддается никакой логике. И это подтверждают действительно успешные руководители авиации. Такие, как уроженец Якутии Павел Удод, при котором авиакомпания «Якутия» процветала, а сейчас точно также процветает авиакомпания «Азимут». Он ясно сказал, что создание такого монстра, с точки зрения управления, - это будет архисложная задача.
 
Однако, мало того, что эту махину создали и вливают в нее массу бюджетных средств, что для Якутии, к примеру, не несет принципиальных улучшений. Так теперь «Аврора» хочет подмять под себя еще и малые аэропорты Дальнего Востока. И в том числе созданное предприятие по инициативе правительства Якутии в 2007 году – ФКП «Аэропорты Севера». В структуре этого предприятия находятся 30 аэропортов и три посадочных площадки в Якутии и Магаданской области.
 
Предприятие изначально было создано как раз с целью снижения конечной стоимости авиабилетов за счет вливания федеральных средств. Для этого специально был разработан механизм, при котором аэропортовый сбор рассчитывался в соответствии с нормативами. В результате получалось, что аэропорт должен был половину этой расчётной стоимости своих услуг предъявить авиакомпании, а вторая половина финансировалась из федерльного бюджета.
Одновременно с этим правительство республики взяло на себя обязанность выделять дотации на сами авиаперевозки для авиакомпании, снижать таким образом стоимость авиабилета на величину дотации.
И в первый же год цена авиабилета на социально значимые для северян местные авиаперелеты снизилась в два раза. 
 
Этот механизм планировалось апробировать на ФКП «Аэропорты Севера», а затем распространить его на другие регионы. Инициатором всего это было правительство тогдашнего президента Якутии Вячеслава Штырова и поддержанное тогдашним министром транспорта России Игорем Левитиным.
 
Но, к сожалению, руководители меняются, и впоследствии получилось так, что объем выделяемых федеральных средств на деятельность ФКП стал уменьшаться. 
В итоге, как заявил генеральный директор Вадим Волков, «собственных доходов ФКП и субсидий едва хватает на покрытие текущих расходов и социальных гарантий сотрудникам». Неудивительно, что в итоге дошло, к примеру, до сокращения работников аэропорта Ленска. 
 
На состоявшемся недавно в Ил Тумэне правительственном часе, посвященном транспортной доступности в Арктике, Вадим Волков озвучил цифры. Если раньше на все федеральные казенные предприятия по обеспечению аэропортовой деятельности в стране выделялось 4 млрд 600 млн рублей, то с 2017 года эта сумма стала еще меньше – 4 млрд 200 млн. И с тех пор она не росла. А затраты-то на фонд заработной платы, на расходы ЖКХ и так далее росли. Кроме того, в Якутии идет реконструкция аэропортов. За последнее время их площадь увеличилась на 12 тысяч квадратных метров, их нужно содержать, а дополнительных средств никто на это не выделяет.
В итоге, отметил, Волков, если раньше поступлениями из федерального бюджета обеспечивалось 65 процентов доходной части предприятия, то сейчас – всего 27 процентов.
 
Только за 2023 год у ФКП «Аэропорты Севера» убытков на 2 с лишним млрд рублей, в 2022 году эта сумма составляла 658 млн рублей.
 
И достучаться, по его словам, ни до кого не получается. Поэтому все дополнительные затраты ложатся в стоимость аэродромных услуг, а далее – в цену авиабилета. Поэтому неудивительно, что билеты дорожают. 
 
Но тогда возникает вопрос - зачем тогда «Авроре», к примеру, такое убыточное предприятие, как ФКП «Аэропорты Севера»? Тут можно лишь предположить, что, во-первых, на реконструкцию аэропортов выделяются большие средства, и это хорошо для тех, кто хочет их осваивать. А второе – возможно, планируются какие-то вливания в деятельность аэропортов, и по логике некоторых, кому их осваивать, если не «Авроре»?
 
Казалось бы, ну и Бог с ним – пусть эта так называемая единая дальневосточная авиакомпания занимается малыми аэропортами. Так-то оно так, но с учетом результатов ее работы по авиаперевозкам нет никакой надежды на нормальную работу аэропортов. Что для авиакомпании «Аврора» какой-то там аэропорт в Ленске, если она ориентирована на перелеты между регионами Дальнего Востока?
 
То есть вместо того, чтобы просто выделять средства на ФКТ «Аэропорты Севера» и другие аэропорты Дальнего Востока, их предлагают отдать сомнительной, с моей точки зрения, авиакомпании. И тогда, думается, начнется вообще полная неразбериха и свистопляска. Ведь надо иметь в виду, что общепринятые принципы организации авиационной деятельности предусматривают, что аэропорты не должны входить в состав авиакомпаний, потому что их задача - предоставить  услуги любой авиакомпании, которая прилетает в аэропорт. Только так можно развить конкуренцию. А когда аэропорты в составе авиакомпании, цены и отношение к прилету судов других компаний будет как к чужим и, соответственно, ограничивается конкуренция.  
 
Нужно идти по пути восстановления механизма субсидирования деятельности ФКП «Аэропорты Севера» и других дальневосточных аэропортов. Может быть, нужно придумать другие механизмы для их поддержки, но не заниматься перетасовкой аэропортов. Толку от этого, как я думаю, не будет никакого.
 
Маргарита НИФОНТОВА.  
Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ

Комментировать
Возврат к списку
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика